Сады праведных

 (Из слов Господина Посланников)
Поиск по хадисам      

Содержание

Книга 18: Книга О Запретных Делах


254. О запрещении хулы и велении следить за своим языком [1] (1511-1527)
255. О запрещении выслушивать (слова) хулы и велении услышавшему (такие слова) отвергать их и выражать своё порицание тому, кто их произносит, если же человек не сумеет сделать этого или слова его не будут приняты (к сведению), пусть, если сможет, покинет такое собрание (1528-1530)
256. О том, какая хула является дозволенной (1531-1535)
257. О запрещении сплетничества, коим является передача слов одних людей другим с целью распространения раздоров (1536-1538)
258. О том, что передавать разговоры и речи людей представителям власти запретно, если только это не обусловлено необходимостью, вызываемой, например, страхом перед (распространением) порока и тому подобными вещами [2] (1539-1539)
259. О порицании двуличного (человека) (1540-1541)
260. О запрещении лжи (1542-1546)
261. В которой разъясняется, какая ложь разрешена (-)
262. О необходимости удостовериться в том, что (человек) говорит или рассказывает (1547-1549)
263. О строгом запрещении лжесвидетельства (1550-1550)
264. О запрещении призывать проклятия на человека или на его верховое животное [3] (1551-1558)
265. О том, что разрешается проклинать совершающих грехи, не называя их по именам (-)
266. О запрещении неправомерного поношения мусульманина (1559-1563)
267. О запрещении поношения покойных, если оно является неправомерным и не принесёт пользы с точки зрения Шариата (1564-1564)
268. О запрещении причинения обид (1565-1566)
269. О том, что запрещено проявлять взаимную ненависть, порывать отношения и поворачиваться друг к другу спиной (1567-1568)
270. О запрещении зависти (1569-1569)
271. О запретности выслеживания и подслушивания разговоров тех, кто не желает, чтобы их слышали (1570-1572)
272. О запрете плохо думать о мусульманах (, если к этому не вынуждает) необходимость (1573-1573)
273. О запрещении проявления презрения по отношению к мусульманам (1574-1576)
274. О запрете открыто радоваться несчастью мусульманина [4] (1577-1577)
275. О том, что запрещается порочить подтверждаемое Шариатом происхождение (людей) [5] (1578-1578)
276. О запрете мошенничества и обмана (1579-1583)
277. О запрещении вероломства (1584-1587)
278. О том, что запрещено попрекать подарками и тому подобными вещами (1588-1588)
279. О запретности гордости и притеснений (1589-1590)
280. О том, что мусульманам запрещается расставаться больше чем на три дня, если только причиной этого не становится приверженность, покинутого нововведениям, или его явная порочность или что-нибудь наподобие этого (1591-1597)
281. О том, что если только это не вызвано необходимостью, двоим в присутствии третьего без его разрешения запрещается шептаться, то есть разговаривать друг с другом так, чтобы он их не услышал, и то же самое касается разговора двоих на непонятном (третьему) языке (1598-1599)
282. О том, что запретно подвергать мучениям раба, животное, женщину и ребёнка, если для этого не имеется никаких законных оснований, (как запретно) и преступать при этом границы приличествующего [6] (1600-1608)
283. О запрещении подвергать мукам огня любое живое существо, даже если дело касается муравья и подобных ему тварей (1609-1610)
284. О том, что богатому запрещается затягивать возвращение того, что требует вернуть его законный владелец (1611-1611)
285. О том, что нежелательно отказываться от вручения подарка, если человек уже решил подарить что-то, но не вручил подарок тому, кому он предназначался, и от такого подарка, который он решил подарить своим детям, независимо от того, вручил он его или нет, о нежелательности покупать что-либо пожертвованное в качестве милостыни у того, кому это было пожертвовано, или доставшееся кому-либо из закята, искупительной милостыни и тому подобных источников, а также о том, что нет ничего дурного в (покупке этого у того, к кому это перешло (из первых рук) (1612-1613)
286. В которой подтверждается запрет на расточение имущества сироты (1614-1614)
287. О строгом запрещении ростовщичества (1615-1615)
288. О запрещении совершения дел напоказ (1616-1620)
289. О том, что (могут) посчитать показным и что (на самом деле) таковым не является (1621-1621)
290. О запрещении (обращать) взоры на постороннюю женщину или красивого юношу, если необходимость этого не обусловлена Шариатом (1622-1627)
291. О запрещении оставаться наедине с посторонней женщиной (1628-1630)
292. О том, что мужчинам и женщинам запрещается (стараться) уподобляться друг другу в одежде, движениях и прочих вещах (1631-1633)
293. О запретности уподобления шайтану и неверным (1634-1636)
294. О том, что как мужчине, так и женщине запрещается окрашивать волосы в чёрный цвет (1637-1637)
295. О запретности «каза'» (частичного обривания головы) и о том, что мужчинам, в отличие от женщин, разрешается брить голову полностью (1638-1641)
296. О запрещении подвязывания (чужих) волос, нанесения татуировки и подпиливания зубов (1642-1645)
297. О запретности выщипывания седых волос из бороды, головы и других мест, а также о том, что юноше запрещается выщипывать волосы бороды, когда она начнёт у него пробиваться (1646-1647)
298. О том, что нежелательно подмываться правой рукой и касаться ею половых органов во время подмывания без уважительной причины (1648-1648)
299. О том, что нежелательно ходить в одной сандалии или надевать обувь стоя без уважительной причины (1649-1651)
300. О том, что запрещается оставлять горящий огонь в доме во время сна и в других подобных обстоятельствах независимо от того, где он будет гореть - в светильнике или где-нибудь ещё (1652-1654)
301. О запрете неестественности (такяллюф), а именно - совершения таких действий и произнесения таких слов, которые трудно совершать и произносить, тогда как никакой пользы они не приносят [7] (1655-1656)
302. О том, что запрещается громко причитать по покойному, бить себя по щекам, разрывать на себе одежду, рвать на себе волосы и сбривать их, а также призывать на себя горе и погибель (1657-1667)
303. О запрете посещения прорицателей (куххан), звездочётов, предсказателей, а также гадателей по песку, мелким камешкам, ячменю и прочим вещам [8] (1668-1673)
304. О запретности гаданий по полёту птиц (1674-1677)
305. О запрещении изображать животных на ковре, или камне, или одежде, или дирхеме, или динаре, или подушке или прочих вещах, о запрещении наносить изображения на стену, потолок, занавеску, чалму, одежду и тому подобные вещи, а также о велении уничтожать изображения (1678-1687)
306. О запрещении держать собаку, если только (её не держат) для охоты или для охраны скота или посевов (1688-1689)
307. О том, что нежелательно подвешивать колокольчики на шеи верблюдов и прочих (домашних) животных, а также о том, что нежелательно брать с собой в дорогу собак и колокольчики (1690-1691)
308. О том, что нежелательно ездить верхом на таких верблюдах или верблюдицах, которые поедают помёт, если же они питаются чистым кормом и мясо их является хорошим, то нежелательность этого отпадает [9] (1692-1692)
309. О том, что запретно плевать в мечети, о велении удалять плевок, если он обнаружится там, (а также) о велении очищать мечеть от грязи (1693-1695)
310. О том, что в мечети нежелательно спорить, повышать голос, разыскивать пропажу, продавать, покупать, сдавать что-нибудь внаём или заниматься иными подобными делами [10] (1696-1700)
311. О том, что (человеку,) поевшему чеснока, лука, лука-порея или чего-нибудь ещё со (столь же) неприятным запахом, запрещается заходить в мечеть, пока запах (съеденного) не перестанет ощущаться, если только не окажется это (крайне) необходимым (1701-1704)
312. О том, что когда имам читает пятничную проповедь, нежелательно сидеть подняв ноги и обхватив их руками ибо это нагоняет (сон, в результате чего можно) опасаться того, что ты пропустишь проповедь, а твоё омовение станет недействительным (1705-1705)
313. О том, что с наступлением (первых) десяти (дней месяца) зу-ль-хиджжа человеку, желающему сделать жертвоприношение, запрещается срезать волосы и подстригать ногти до тех пор, пока он не принесёт жертву (1706-1706)
314. О запрещении клясться сотворённым, например пророком, Каабой, ангелами, небом, предками, жизнью, духом, головой, милостью правителя, могилой такого-то или верностью, что относится к числу строжайших запретов (1707-1711)
315. О строгом запрещении заведомо ложной клятвы (1712-1714)
316. О побуждении поклявшегося (сделать что-либо), а потом увидевшего, что нечто другое лучше этого, сделать (лучшее), а потом искупить свою клятву (1715-1718)
317. О прощении пустой клятвы и о том, что она не требует искупления, (пустой) же является (такая клятва), которая слетает с языка без намерения давать её, (примером чего могут служить) распространённые выражения: «Нет, клянусь Аллахом!», - «Да, клянусь Аллахом!», - и подобные им (слова) (1719-1719)
318. О нежелательности (давать) клятвы (при заключении) торговой сделки, даже если (такая клятва) и будет правдивой (1720-1721)
319. О нежелательности того, чтобы человек просил ради Аллаха чего-либо, кроме Рая, и нежелательности отказывать тому, кто просит (о чём-нибудь) ради Аллаха Всевышнего и обращается с ходатайством ради Него (1722-1723)
320. О запрещении именовать «шахиншахом» властителя и прочих (обладателей власти), так как означает это «царь царей» (малику-ль-мулюк), а характеризовать подобным образом нельзя никого, кроме Аллаха Всевышнего, слава Ему (1724-1724)
321. О запрещении называть нечестивца, приверженца нововведений и им подобных «господином» и другими такими же словами при обращении к ним (1725-1725)
322. О том, что нежелательно поносить горячку (1726-1726)
323. О запрете поношения ветра и о разъяснении того, что следует говорить, когда он начинает дуть сильно (1727-1729)
324. О запретности поношения петуха (1730-1730)
325. О том, что человеку запретно говорить: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете» (1731-1731)
326. О том, что к мусульманину запрещается обращаться со словами: «О неверный!» (1732-1733)
327. О запретности непристойностей и сквернословия (1734-1735)
328. О том, что нежелательно преступать в речах определённые границы, говорить напыщенно, проявлять неестественное красноречие, а также использовать устаревшие слова и грамматические тонкости при обращении к простым людям и им подобным [11] (1736-1738)
329. О том, что нежелательно говорить: «Я плох» (1739-1739)
330. О том, что виноград нежелательно называть «кярм» (1740-1741)
331. О том, что запрещено описывать мужчине прелести женщины, если только он не нуждается в этом для осуществления соответствующей Шариату цели, например для женитьбы (1742-1742)
332. О нежелательности произнесения слов: «О Аллах, помилуй меня, если захочешь», - так как человеку следует проявлять решительность в просьбах (1743-1744)
333. О том, что нежелательно говорить: «Как пожелал Аллах и пожелал такой-то» (1745-1745)
334. О нежелательности ведения разговоров после последней молитвы (1746-1748)
335. О том, что женщине запрещается отказываться (разделять) ложе с супругом, не имея на то уважительной причины с точки зрения Шариата (1749-1749)
336. О том, что в присутствии мужа женщине запрещается (соблюдать) пост без его разрешения [12] (1750-1750)
337. О том, что человеку, совершающему молитву позади имама запрещается поднимать голову после поясного или земного поклона раньше имама (1751-1751)
338. О нежелательности возложения рук на бока во время молитвы (1752-1752)
339. О нежелательности совершения молитвы, когда подана еда и душа человека желает её, а также в том случае, когда ощущаются позывы к удовлетворению малой или большой нужды [13] (1753-1753)
340. О том, что во время молитвы запрещено поднимать взор к небу (1754-1754)
341. О том, что во время молитвы нежелательно поворачиваться без уважительной причины (1755-1756)
342. О том, что запрещено совершать молитву(, повернувшись) к могилам (1757-1757)
343. О том, что проходить перед совершающим молитву запретно (1758-1758)
344. О том, что стоящему позади имама нежелательно начинать совершать дополнительную молитву после начала провозглашения муаззином икамы независимо от того, в соответствии с Сунной совершается такая дополнительная молитва или нет [14] (1759-1759)
345. О нежелательности выделения дня пятницы для поста или ночи (пятницы) среди других ночей для совершения молитв (1760-1763)
346. О запрещении непрерывного продолжения (поста) (висаль) когда (человек) постится в течение двух дней и более, не принимая между ними пищи и воды (1764-1765)
347. О запрещении сидеть на могиле (1766-1766)
348. О том, что запрещено покрывать могилу гипсом и возводить над ней постройки [15] (1767-1767)
349. О том, что рабу строго запрещается убегать от своего хозяина (1768-1769)
350. О запрещении обращаться с ходатайствами относительно (отмены) наказаний (худуд), указания на которые имеются в Коране и Сунне (1770-1770)
351. О том, что запрещено испражняться на дороге(, по которой ходят) люди, в тени, (где они останавливаются на отдых,) у источников воды и тому подобных местах (1771-1771)
352. О том, что в стоячую воду запрещено мочиться и делать тому подобные вещи (1772-1772)
353. О нежелательности того, чтобы отец отдавал предпочтение одному из детей перед другими в том, что касается подарков (1773-1773)

ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя

Страница 1 из 2


[1] Здесь и далее речь идёт о хуле или же злословии за спиной другого человека.

[2] Имеются в виду не только представители власти, но и вообще влиятельные и уважаемые люди.

[3] Этот запрет распространяется на всех, кроме тех, о ком точно известно, что они умерли, оставаясь неверными.

[4] Иначе говоря, злорадствовать.

[5] Это значит, что если родители человека состояли в признаваемом Шариатом законном браке, то их запрещается порочить, утверждая, например, что такой-то на самом деле не является сыном или братом такого-то, так как это бросает тень на родителей и тем самым наносит ему оскорбление.

[6] Иначе говоря, если применение физических мер воздействия или наказаний никак не предусмотрено Шариатом.

[7] Слово «такяллюф» образовано от глагола «такялляфа», который может иметь разные значения - «обременять себя чем-либо», «испытывать затруднения», «напускать на себя вид; быть неестественным в чём-либо», «стесняться», и поэтому в зависимости от контекста этот глагол и все производные от него формы могут переводиться по-разному.

[8] «Куххан» (множественное число от «кахин») - в доисламской Аравии так называли людей, впадавших в транс и получавших от джиннов какие-то сведения о сокрытом (гайб) или о решениях, за советом относительно которых к ним обращались люди.

[9] Имеется в виду всё то, что является нечистым.

[10] В том числе нежелательно слишком громко читать Коран или поминать Аллаха, чтобы не мешать молящимся или не будить спящих.

[11] Имеются в виду как границы, установленные Шариатом, так и границы общепринятого.Арабское слово «ташаддук» имеет несколько значений - «болтовня»; «произнесение напыщенных речей»; «хвастливость в речах», и поэтому одним словом адекватно передать значение этого слова невозможно. Имам ан-Навави указывает, что имеется в виду оскорбительность для людей слов того, кто постоянно старается продемонстрировать свое красноречие и придать как можно больше веса своим словам.

[12] Здесь речь идёт только о добровольных, а не об обязательных постах.

[13] Нежелательность этого при том условии, что времени для молитвы достаточно, объясняется тем, что в подобных случаях молитва не будет полноценной, так как вышеупомянутые вещи будут отвлекать человека.

[14] «Икама» - объявление о начале обязательной молитвы.

[15] Возможно также, что речь идет не о гипсе, а о штукатурке.

Аят

И не следуй страстям, ибо они собьют тебя с пути Аллаха
- Сад, 26 -

Хадис

Мир этот - тюрьма для верующего и рай для неверного
- Муслим -