Сады праведных

 (Из слов Господина Посланников)
Поиск по хадисам      

Содержание

Книга 2: Книга О Благовоспитанности


84. О стыдливости, её достоинстве и побуждении к восприятию (этого качества) (681-684)
85. О сохранении тайны (685-688)
86. О соблюдении договоров и выполнении обещаний (689-691)
87. О (необходимости) стараться (неуклонно совершать) то благое, что стало привычным (для человека) (692-692)
88. О том, что при встрече желательно говорить благое и сохранять весёлое выражение лица [1] (693-695)
89. О том, что желательно говорить ясно и разъяснять сказанное собеседнику, повторяя ему это, чтобы он понял, если иначе он не понимает (696-697)
90. О (необходимости) проявления внимания одним собеседником к тем словам другого, в которых нет ничего запретного, и о том, что знающему и увещающему следует потребовать от собравшихся, чтобы они молчали и слушали (698-698)
91. О (необходимости) придерживаться умеренности в увещаниях [2] (699-702)
92. О достоинстве (вакар) и спокойствии (сакина) (703-703)
93. О побуждении являться (куда-либо) для молитвы, (восприятия) знания и осуществления тому подобных видов поклонения спокойно и с достоинством (704-705)
94. Об оказании уважения гостю (706-707)
95. О желательности сообщения радостных вестей и поздравлений (708-711)
96. О прощании с товарищем и совете ему, когда он расстаётся (с тобой), отправляясь в путь или по какой-нибудь другой причине, а также об обращениях к Аллаху с мольбами за него и просьбе, чтобы и он обращался с мольбами (за тебя) (712-717)
97. Об испрашивании благословения (истихара) и обращении за советом [3] (718-718)
98. О том, что желательно ходить на праздники, навещать больных, уезжать в Хаджж, отправляться в военный поход, принимать участие в похоронных процессиях и прочих делах, направляясь туда одной дорогой, а возвращаясь другой, чтобы увеличить количества мест поклонения Аллаху (719-720)
99. О желательности отдавать предпочтение правой стороне во всех благородных делах, таких, как частичное (вуду) и полное (гусль) омовение, очищение песком (тайаммум), надевание одежды, обуви и шаровар, вступление в мечеть, использование зубочистки, подкрашивание глаз сурьмой, стрижка ногтей, подстригание усов, выщипывание волос подмышками, бритьё головы, обращение с приветствиями после молитвы, употребление пищи и питья, рукопожатие, прикосновение к Чёрному камню, выход из отхожего места, получение и отдавание чего-либо, а также в иных подобных делах, и желательности отдавать предпочтение левой стороне во всех противоположных случаях, например, желательности сморкаться и плевать налево, входить в отхожее место и выходить из мечети(, делая первый шаг левой ногой), снимать обувь, шаровары и (прочую) одежду(, начиная слева, а также) подмываться, касаться всего нечистого и делать тому подобные дела (левой рукой) [4] [5] (721-727)



[1] Иначе говоря, выражать радость по поводу встречи с тем или иным человеком.

[2] Имеется в виду, что обращения к людям со словами увещания не должны быть слишком длинными, чтобы не вызвать у них скуку, но и не настолько короткими, чтобы это помешало им понять смысл сказанного.

[3] Имеется в виду обращение к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он направил человека к лучшему из двух дел и оказал Своё содействие в этом деле.

[4] Иначе говоря, начинать с правой стороны или же делать это правой рукой или правой ногой.

[5] Например, убирая мусор.

Аят

Друзья в тот День станут врагами друг другу за исключением богобоязненных
- Украшение, 67 -

Хадис

Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеcнять, ни предавать его
- Аль-Бухари; Муслим -