Сахих Муслима

 (Мухтасар)
Поиск по хадисам      

Содержание    Книга 65: Книга об испытаниях (фитан) [1]

Глава 48: Рассказ о Лжеце, его появлении и «джассасе»


2075Передают со слов 'Амира ибн Шарахиля аш-Ша'би [из племени] ша'б хамдан, что он попросил Фатиму бинт Кайс, одну из первых женщин, переселившихся [в Медину], и сестру ад-Даххака Ибн Кайса: «Передай мне то, что ты слышала [непосредственно] от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ссылаясь ни на кого другого». Она сказала: «Если хочешь, я непременно сделаю это», и он сказал: «Да, передай мне [это]».
Тогда Фатима сказала:
[В своё время] я вышла замуж за Ибн аль-Мугиру, одного из лучших юношей-курайшитов того времени. Он был сражён в первом же [походе, в котором принимал участие] вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует [2], а когда я овдовела, ко мне посватался 'Абд-ар-Рахман ибн 'Ауф, [пришедший ко мне] с несколькими сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается самого посланника Аллаха т, то он стал сватать меня за своего вольноотпущенника Усаму ибн Зайда, и мне передали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто любит меня, пусть полюбит и Усаму». Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заговорил со мной [об этом], я сказала: «Моя [судьба] в твоих руках — выдавай же меня, за кого пожелаешь». [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует] сказал: «Перебирайся к Умм Шарик», а Умм Шарик была богатой женщиной из числа ансаров. Она расходовала очень много средств на пути Аллаха, и у неё останавливались гости. Я сказала: «Я [так и] сделаю», [но пророк, да благословит его Аллах и приветствует] сказал: «Нет, не делай [этого], ибо Умм Шарик — женщина, у которой останавливается много гостей, и я не хочу, чтобы [с твоей головы случайно] упало покрывало, или раскрывшаяся одежда обнажила твои голени, и люди увидели бы то, чего ты не желаешь. [Лучше] переберись к сыну твоего дяди 'Абдуллаху ибн 'Амру ибн Умм Мактуму', человеку из того же рода [племени] бану фихр, [ветви] курайшитов», и я перебралась к нему. Когда период воздержания ('идда) для меня истёк, я услышала призыв глашатая посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «Общая молитва» и пошла в мечеть, [где] совершила эту молитву вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в ряду женщин непосредственно за спинами мужчин. Закончив молиться, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улыбаясь, сел на минбаре и сказал: «Пусть каждый человек остаётся на том месте, где он молился», а потом спросил: «Знаете ли вы, почему я вас собрал?» [Люди] сказали: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда [пророк, да благословит его Аллах и приветствует] сказал: «Клянусь Аллахом, я собрал вас не для того, чтобы побуждать или устрашать, а собрал я вас потому, что Тамим ад-Дари раньше был христианином, а теперь пришёл, принёс [мне] присягу и принял ислам, и он сказал мне о Лжемессии нечто соответствующее тому, что о нём говорил вам я. Он рассказал мне, что [когда-то ему пришлось] плыть на морском судне с тридцатью людьми из [племён бану] ляхм и джузам. Волны носили их по морю тридцать дней, пока не прибили к какому-то острову ко времени заката. Они сели в лодку и сошли на остров, где им встретилось косматое животное, так густо поросшее шерстью, что они не могли отличить переднюю его часть от задней. Они воскликнули: "Горе тебе, кто ты?" [Животное] сказало: "Я — джассаса [3]". Они спросили: "А что такое джассаса?" [Животное] сказало: "О люди, ступайте к человеку, который находится в монастыре, ибо он очень хочет узнать о вас [всё]"».
[Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал, что потом Тамим ад-Дари] сказал:
Когда [оно упомянуло] о каком-то человеке, мы испугались, [решив, что это животное] — шайтан [4], и поспешили [туда, куда оно нас направило]. Мы вошли в монастырь, и оказалось, что там находится самый огромный человек [из всех, кого] нам приходилось видеть; его руки были привязаны к шее, а ноги от колен до щиколоток — скованы железными [оковами]. Мы спросили: «Горе тебе, кто ты?» Он сказал: «[Скоро] вы сможете [узнать] обо мне, но [сначала] скажите, кто вы». [Мои спутники] сказали: «Мы — люди из числа арабов. [Когда] мы сели на корабль, море разбушевалось, и волны носили нас [целый] месяц, а потом прибили к этому твоему острову. Тогда мы сели в лодку и сошли на остров, где нам встретилось косматое животное, так густо поросшее шерстью, что было невозможно отличить переднюю его часть от задней. Мы спросили: "Горе тебе, кто ты?" [Животное] сказало: "Я — джассаса". Мы спросили: "А что такое джассаса?" Тогда оно сказало: "О люди, ступайте к человеку, который находится в монастыре, ибо он очень хочет узнать о вас [всё]" И мы поспешили к тебе, испугавшись его, ибо оно могло оказаться шайтаном». [Выслушав их, этот человек] сказал: «Расскажите мне о пальмах Байсана [5]». Мы спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он сказал: «Я спрашиваю вас, плодоносят ли пальмы [Байсана]?» Мы сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, скоро они перестанут плодоносить». Потом он сказал: «Расскажите мне о Тивериадском озере». Мы спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он спросил: «Есть ли в нём вода?» Мы сказали: «В нём много воды». Он сказал: «Поистине, скоро его вода уйдёт». Потом он сказал: «Расскажите мне об источнике в Зугаре [6]». [Мои спутники] спросили: «О чём именно ты хочешь узнать?» Он спросил: «Есть ли в нём вода? И используют ли жители [Зугара] воду этого источника для земледелия?» Мы сказали: «Он даёт много воды, и жители [Зугара] используют его воду для земледелия». Потом он сказал: «Расскажите мне, что делает пророк неграмотных». [Мои спутники] сказали: «Он покинул Мекку и поселился в Ясрибе». Он спросил: «Сражались ли с ним арабы?» Мы сказали: «Да». Он спросил: «Что же он с ними сделал?» — и мы сообщили ему, что он победил [соседние племена], которые покорились ему. Он спросил их: «Это [и в самом деле] было?» Мы сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, им лучше покориться ему. А теперь я расскажу вам о себе. Я — Лжемессия. Скоро мне будет позволено появиться [среди людей], и я появлюсь и буду передвигаться по земле, и не останется ни одного селения, где не проведу я сорок ночей, кроме Мекки и Тайбы [7], ибо оба [этих города] для меня запретны, и каждый раз, как я захочу войти в один из них, меня будет встречать ангел с обнажённым мечом в руке и преграждать мне путь, поскольку ангелы охраняют каждый проход [в эти города]».
[Фатима] сказала: «Тут посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ударил своим посохом по минбару и сказал: "Это и есть Тайба, это и есть Тайба, это и есть Тайба, то есть Медина! Разве я не говорил вам об этом?" — и люди сказали: "Да". [После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует] сказал: "И, поистине, меня удивило совпадение рассказа Тамима с тем, что я говорил о [Лжемессии], Медине и Мекке. Он находится [на острове] в море Шама [8] (или: в Йеменском море [9])". [Однако через некоторое время он сказал]: "Нет, на самом деле он находится на востоке, он находится на востоке, он находится на востоке", и указал рукой на восток» [10]. [Фатима] сказала: «И я запомнила эти [слова] посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

2076Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет такого селения, [на землю которого] не ступит Лжец (ад-даджжаль), если не считать Мекки и Медины, [ибо] на каждом из [ведущих к ним] проходов непременно выстроятся рядами ангелы, которые будут охранять [эти города]. И он остановится на солончаке, и трижды сотрясётся Медина, и выйдет из неё к нему каждый неверный и лицемер».




[1] Фитан — мн. число от фитна — 'искушение; испытание; смута; бедствие; заблуждение! Испытания могут быть связаны и с благоприятными, и с неблагоприятными обстоятельствами в жизни человека. Так, например, в Коране сказано: «и Мы станем подвергать вас испытаниям, искушая [вас] злом и благом» (21:35).

[2] Как указывается в комментариях, есть сведения, что Ибн аль-Мугира дожил до времени правления 'Умара ибн аль-Хаттаба. Кроме того, как сообщается в другом хадисе, приводимом Муслимом (см. хадис № 868 настоящего сборника) и передаваемом со слов Абу Салямы ибн 'Абд-ар-Рахмана ибн 'Ауфа, «она была замужем за Абу 'Амром ибн Хафсом ибн аль-Мугирой, который дал ей развод в третий и последний раз». С учётом этого улемы считают, что слова Фатимы «был сражён» следует понимать как «был ранен», а Аллах знает об этом лучше.

[3] Джассаса — шпионка. Это животное должно было собирать сведения для Лжемесии.

[4] В тексте это слово стоит в женском роде (шайтана).

[5] Байсан — селение в Шаме.

[6] Зугар — город на территори Шама.

[7] Тайба — один из эпитетов Медины.

[8] То есть в Средиземном море.

[9] То есть в Аравийском море.

[10] В «Му'джам аль-кабир» ат-Табарани приводится другая версия этого хадиса. См. комментарий LVII.

Аят

Неужели побуждаете вы людей к благочестию, а о себе забываете, ведь вы читаете Писание? Неужели вы не уразумеете?
- Корова, 44 -

Хадис

Бойся Аллаха, не поклоняйся ничему наряду с Ним, совершай молитву, выплачивай закят, соверши хаджж к Дому (Аллаха) и постись в рамадане
- Ахмад -