Ислам Хадисы Сунан ат-Термизи Термины хадисоведения

Сунан ат-Термизи

 (Собрание хороших («хасан») хадисов)
Сунан ат-ТермизиМухаммад ат-Термези оставил несколько трудов. Его «Аль-Джами'-ас-сахих» – наиболее полезная, сжатая, без повторений, книга из всех других его работ. В ней есть особенности, не встречающиеся в других собраниях хадисов:
- уделено внимание точкам зрения мазхабов и их доказательствам;
- точно указаны категории хадисов: достоверные, хорошие и слабые;
- уделено место толкованию и рациональному суждению;
В конце книги такж излагается позиция ханафитского мазхаба относительно обычаев и традиций и их места в системе Исламского права.

Составитель: Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Саура ат-Термези
Перевод с арабского: Мирзо Кенджабек (Перевод с узбекского на русский Гиндуллина Р.Р. Кадыровой Я.А.)

Вложения:
Скачать файл (sunan-at-termizi-v2.0.chm)sunan-at-termizi-v2.0.chm558 Kb4370 Загрузки26.11.2011

Содержание

Термины хадисоведения


Хадис и сунна
По мнению мухаддисов, «хадис» и «сунна» – это два слова с одним значением. «Хадис», или Сунна» – это слова, или действия, или решения (согласие) Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), или его качества, или постановления. Если же обратить внимание на историческое и лексическое значение этих слов, на практику их применения, то можно выделить тонкие фразеологические и терминологические различия.
Смысл термина «хадис» – это словесное сообщение, передача информации, уведомление о чем-либо. Некоторые ученые, придавая термину «хадис» значение «новость», противопоставляли его термину «Кадим» (предшествующий, древний), понимая под ним Священный Коран, Книгу Аллаха Всевышнего, а, употребляя термин «хадис», имели в виду слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). По этой причине большинство ученых остерегались называть «хадисом» слова Аллаха.
Слово «сунна», при внимательном рассмотрении, не идентично слову «хадис». Что такое сунна? Сунна – это религиозный путь, принесенный Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!), потому что языковое значение слова «сунна» – «путь». Исходя из этого, если термин «хадис» – подразумевает под собой слова и деяния Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), то термин «сунна» подразумевает только его деяния. О дифференцированности этих понятий могут свидетельствовать следующие определения мухаддисов: «Этот хадис противоречит сунне, согласованному мнению богословов («иджма'»), и шариатскому суждению по аналогии («кыяс»)» или «Хадис – это руководство, и сунна – это руководство, и хадис и сунна суть руководство». О различии между двумя этими понятиями мы можем судить по этим высказываниям.
Значение терминов «хабар» и «асар»
Слово «тахдис» («сообщать, уведомлять») схоже по своему значению со словом «хабар». Поэтому слово «хабар» по словарному значению ближе слову «хадис», чем слово «сунна», потому что хадисы Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) суть сказанные им слова, сообщения, т. е. «хабар». Историки и другие ученые назывались словам «ихбари» («делающие сообщения»), а ученые, изучающие Сунну, именовались «мухаддисами», поэтому и закрепилось за сообщениями историков слово «хабар», а за сообщениями мухаддисов слово «хадис». Однако между двумя этими словами есть принципиальные отличия: каждый хадис – это «хабар» («сообщение»), но не каждое сообщение («хабар») является хадисом. Мухаддисы, придерживавшиеся мнения о том, что значения слов «хадис» и «хабар» одинаковы, имели в виду именно эту сторону. Они не ограничивались передачей сообщений, возводимых к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), но передавали и сообщения, возводимые к сподвижникам («маукуф») и к последователям («макту'»). В этих случаях назывались словом «хабар» не только слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), но и слова сподвижников («сахабов») и последователей («таби'инов»). Отсюда можно сделать вывод, что нет греха в именовании «хадиса» словом «хабар» и слова «хабар» «хадисом». Мухаддисы рассматривали слово «асар» как синоним слов «хабар», «суннат» и «хадис». Нет причины считать возможным употребление слова «асар» только по отношению к высказываниям сподвижников и последователей.
Несмотря на то, что имеются сторонники мнения о различии в значениях слов «хабар» и «асар», мы присоединяемся к мнению большинства о том, что эти термины синонимичны, точно так же, как термины «тахдис» и «ихбар».
Такова причина дискуссий в науке «Усуль-аль-хадис» по этому вопросу.
Хадис «кудси»
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорил некоторым сподвижникам слова Аллаха Всевышнего. Эти слова, внушаемые Аллахом, по причине того, что не являлись явным откровением, не вошли в Коран, а также не являлись словами самого Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), то есть не были хадисами. Их стиль сильно отличался от стиля Корана. Но в то же время в них есть нечто от неявленного, божественного мира, какой-то особый, таинственный дух скрытого от нас мира, неизъяснимый свет и вдохновение от Обладателя величия и щедрости – Аллаха Высочайшего. Такие хадисы называются священными («кудси») хадисами, или «хадис-кудси». Хадисы-кудси начинаются словами: «Аллах Всемогущий и Великий сказал:…» Поэтому некоторые ученые говорят, что в хадисе-кудси содержатся слова Аллаха Всевышнего. А большинство улемов утверждают, что слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), а смысл – от Аллаха Всевышнего.
Абуль-Бака, подтверждая последнее мнение ученых, дает ясное определение хадису-кудси. «Коран – это ниспосланное Аллахом через откровение Слово, являющееся как по форме, так и по смыслу Словом Всевышнего Аллаха. А хадис-кудси – это слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), смысл которых ниспослан ему Аллахом Всевышним путем вдохновения или сна.
Муснид, мухаддис, хафиз
Ученых, занимавшихся хадисами, называли по-разному. Самыми распространенными, известными являлись следующие три звания.
Муснид – передатчик, сообщавший хадис вместе с его иснадом (непрерывной цепочкой его передачи с именами всех передатчиков). Муснид мог не обладать знаниями в науке о хадисах, ее методологии и терминологии. Он только точно передавал текст и иснад хадиса со слов того человека, от которого он слышал это сообщение.
Мухаддис – ученый, изучивший цепи передачи и недостатки («'илля») хадисов, весь комплекс сведений о передатчиках, знающий наизусть, по возможности, как можно больше хадисов, бравший уроки по шести книгам известных хадисов («Кутуби ситта»), по книгам «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, «Сунан» Байхаки, «Му'джам» Табари, и могущий добавить к каждому разделу этих книг до тысячи равных им по объему разделов.
Хафиз – это ученый, имеющий наиболее высокий уровень и наиболее высокое место среди занимающихся хадисоведением. Слову «хафиз» давали разные определения. Так, по мнению одного ученого, хафиз – это ученый-хадисовед, который знает сунну Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!); разбирается в методах передачи хадисов; изучил разницу между разными видами передаточных цепочек; знает наизусть хадисы, достоверность которых подтверждена согласованным мнением богословов; усвоил науку отвода и подтверждения («'илм джарх ва та'диль»); умеет определить уровень хадиса; может отделить в хадисе точную и достоверную часть сообщения от неточных слов и выражений; наилучшим образом изучил весь комплекс сведений о передатчиках хадисов.
Некоторые же авторы сообщают о том, что в каждой местности имелись люди, безосновательно претендовавшие на звание хафиза в науке о хадисах, имея недостаточные, ущербные и ограниченные познания в хадисоведении. Так, Хаким в книге «Аль – Мадхаль», сказал: «В памяти хафиза сохранялось до полумиллиона хадисов».
Фатхуддин ибн Саййидиннас говорит об относительности этого количества, о том, что в разные времена были различные-критерии оценки памяти хафиза: «Сообщается, что ученые первых веков Ислама не считали занимающимся хадисоведением того человека, у которого не было записано двадцати тысяч хадисов. Таков, был критерий в их время».
Имам Бухари говорил: «В моей памяти сохраняется сто тысяч только достоверных хадисов».
Хотя хафизы знали наизусть сотни тысяч хадисов, они передавали лишь часть из них. Это свидетельствует об их достоинстве и осторожности, потому что передатчики хадисов остерегались приписывать к Исламу хотя бы одно слово, не относящееся к Исламу.
Аль-А'маш так говорит о присущих хадисоведам требовательности и скрупулезности относительно каждого передаваемого в хадисе слова: «Знание было в руках у людей, для каждого из которых упасть с высоты на землю и разбиться было предпочтительней, чем присовокупить к Шариату хотя бы одну лишнюю букву. А сегодня знание оказалось в руках людей, с которых надо брать клятву, даже спрашивая о том, большую или маленькую рыбу они поймали».
Классификация хадисов в зависимости от их приемлемости
Хадис может быть или приемлемым или отвергаемым. Приемлемый хадис – достоверный («сахих»), отвергаемый хадис – слабый («да'иф»). Большая часть хадисов подпадает под эту классификацию, т. е. может быть отнесена либо к категории достоверных, либо к категории слабых хадисов. Однако есть хадисы, не подпадающие под определение «достоверный» или «слабый». Поэтому мухаддисы считают более точным деление хадисов на три категории: достоверные («сахих»), хорошие («хасан») и слабые («да'иф»), в эти группы не входят хадисы «мауду'» (ложные), потому что эта категория относится к сообщениям, только приписываемым Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), сподвижникам или последователям, являющимся на деле ложью и фальсификацией. Такой хадис остается в силе, пока человек не получает подтверждение, что этот хадис «мауду'» (ложный). Например, если кто-либо увидел в книге слова: «Этот хадис ложный», – то, начиная с этого момента, использование слова «хадис» по отношению к этому сообщению и передача его являются запрещенными («харам»). Рассмотрим вкратце эти три категории хадисов.
САХИХ (достоверный)
Достоверным называется хадис, передаваемый от разумного, знающего и правдивого человека другому разумному, знающему, правдивому человеку; имеющий неразрывную («муттасйль») цепь передачи, без дефектов и редкости версии.
Началом цепочки передачи может быть Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), или же сподвижник («сахаб»), или последователь («таби'ин»). Некоторые ученые разделяют понятия «муснад» и «муттасйль». По их словам, «муснад» – это хадис, цепочка передачи которого начинается с Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), а «муттасйль» – это хадис с неразрывной цепочкой. По их Мнению, хадис «муттасйль» может быть возводим как к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) («марфу'»), так и к сподвижнику («маукуф») или к последователю («макту'»), а хадис «муснад» – это сообщение, цепочка передачи которого начинается только от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).
Виды достоверных хадисов
Достоверные хадисы делятся, в свою очередь, на «мутаватир» («общеизвестные»), «ахад» («единичные, отдельные»), «машхур» («известные»), «мустафид» («распространяющиеся»), «азиз» («редкие») и «гариб» («неизвестные»).
«Мутаватир» («общеизвестный, или широко известный хадис») – хадис, имеющий в каждом звене цепочки передачи целую группу передатчиков, между которыми невозможна вероятность сговора с целью передачи ложного сообщения.
Издавна имеются разные, часто противоположные мнения о числе людей, в группах передатчиков. Мы не будем останавливаться на делении хадисов-«мутаватир» на две группы: «сахих лизатихи» и «сахих лигайрихи». Потому что наша цель – не ознакомление со всей обширной терминологией науки о хадисах, а доведение до вашего сведения тех терминов и понятий, которые встретятся потом в переводе.
«Ахад» («единичный, отдельный») – такой хадис называют «хабар вахид», словарное значение этого – «переданный одним человеком». Терминологическое же значение – хадис, не достигающий уровня «таватур» (то есть уровня хадиса «мутаватир», который передали целые группы людей в каждом звене цепи передачи). Из данного объяснения видно, что большинство хадисов относится к категории «ахад».
«Машхур» («известный») – хадис, в цепочке передачи которого один человек передает группе (состоящей более чем из двух человек).
Некоторые ученые фикха называют такие хадисы «мустафид». Но между «известным» и «мустафид» хадисом есть разница.
«Мустафид» («исчерпывающий, подробный») – образованное от слова «истафада» действительное Причастие в значении «распространяться». Ученые фикха, называвшие «машхур» (известный) хадис термином «мустафид», отдавали предпочтение словарному значению. Терминологическое же значение – хадис, число передатчиков которого в каждом звене цепочки равно двум или более двух.
«Азиз» («редкий») – хадис, имеющий не менее двух передатчиков в каждом звене цепи. Причина такого названия – либо редкость версии, либо подтверждение хадисом, переданным по другой цепочке.
«Гариб» и «фард» – хадис, хотя бы в одном из звеньев цепи передачи которого, после звена сподвижника, был только один передатчик.
ХАСАН ХАДИС
Хорошим («хасан») называется хадис, переданный правдивым, справедливым, известным своей верностью, но не достигшим уровня требований, предъявляемых к передатчикам достоверных хадисов, передатчиком; с непрерывной цепью передачи; восходящий от последователя к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!); без недостатков и дефектов.
Как видим, разница между достоверным и хорошим хадисами заключается только в полноте качеств, предъявляемых к передатчикам: передатчики достоверных хадисов полностью удовлетворяют этим требованиям, а передатчики хороших хадисов соответствуют им с некоторыми оговорками.
«Сунан» Термези явился источником и основой для терминологического оформления и обособления хороших хадисов. Именно Термези ввел понятие «хороший («хасан») хадис» и деление хадисов на достоверные, хорошие и слабые. До него среди хадисоведов было принято деление слабых хадисов на две группы. Первая – это слабые хадисы, которые можно применять в религиозной практике. Они примерно соответствуют понятию «хороший хадис», введенному Термези. Вторая – это слабые хадисы, которые должно отвергать из-за их чрезвычайной слабости. Такие хадисы носили еще название «вахи» («нашептанное в уши»).
Хадисоведы упоминают категории хадисов, по своему уровню находящиеся между достоверными и хорошими хадисами: «джайид», «муджаввад», «кави», «сабит», «махфуз, «ма'руф», «салих», «мустахзан». При использовании этих терминов принималось во внимание больше словарное значение, чем собственно терминологическое. Сравнивая словарные значения этих терминов, можно легко в этом убедиться.
СЛАБЫЕ (ДА'ИФ) ХАДИСЫ
Слабыми называются хадисы, не обладающие достоинствами достоверных и хороших хадисов. Это самое подходящее определение для этой, третьей, группы хадисов… Имеется множество видов слабых хадисов. Мы приводим здесь определения тех видов, которые получили отдельные названия.
Виды слабых хадисов
«Мурсаль» («пропущенный») – это хадис, в цепи передачи которого отсутствует имя сподвижника–.
Например: если сообщение передано Нафи', который был последователем, следующими словами: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!)… сказал», или «… сделал», или «при нем делалось так…», то из-за перерыва в цепи передачи это сообщение отнесено к категории слабых хадисов, а из-за отсутствия имени сподвижника в цепи передачи – к хадисам «мурсаль».
Хадис «мурсаль» («пропущенный») не считается неоспоримым аргументом в религиозных вопросах. Однако большинство ученых-богословов принимают переданный от какого-либо сподвижника хадис «мурсаль» и не считают его слабым, так как передавший хадис сподвижник мог слышать его от другого сподвижника, а неизвестностью имени последнего нельзя в достаточной мере обосновать слабость хадиса. Суюти говорил, что в обоих «Сахихах» такие хадисы занимают немалое место.
«Мункати'» («прерванный») – это хадис, в цепи передачи которого один из передатчиков либо пропущен, либо не известен. Эти хадисы, так же как и «мурсаль», считаются слабыми из-за разрыва в цепи передатчиков. В своей книге «Аль-Кифая фи 'ильмир-ривая» («Достаточность в науке о передаче») Хафиз аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Прерванный хадис подобен пропущенному. Только термин ««пропущенный» («мурсаль») используется, как правило, для хадисов, в цепи передатчиков которого пропущено имя последователя». Мнение аль-Хатиба не соответствует приведенному выше нашему мнению, которое является наиболее предпочтительным, так как Аль-Хатиб в своем суждении опирается только на один признак хадисов «мурсаль».
«Му'даль» («неустановленный») – это хадис, в цепи передатчиков которого не установлено два или более звена. Эти хадисы, согласно мнению некоторых ученых, являются разновидностью прерванных («мункати'») хадисов. Причина слабости таких хадисов, как и пропущенных и прерванных хадисов, – в разрыве цепи передатчиков.
Что касается соотнесения уровней этих категорий хадисов, то можно сказать следующее: неустановленный («му'даль») хадис слабее прерванного («мункати'»), а он, в свою очередь, слабее пропущенного («мурсаль») хадиса. То есть более слабый уровень неустановленного («му'даль») хадиса в сравнении с прерванным («мункати'») связан с числом разрывов в цепочке («инкита'»). Если, например, число разрывов цепи передатчиков у прерванного («мункати'») хадиса будет два или более, то по слабости он сравняется с неустановленным («му'даль»).
«Мудаллас» («подтасованный») – это хадис с намеренно утаенными недостатками.
Такие хадисы делятся на:
а) хадисы с утаенными недостатками в цепи передачи; это хадисы, которые передатчик сообщил как услышанные от жившего с ним в одно время человека, с которым передатчик встречался либо даже не встречался, хотя на самом деле этот хадис передатчик от самого этого человека не слышал. Так определил эту категорию хадисов Ибн Салах. Упоминаются и другие определения недостаточных хадисов. Все они сводятся к передаче не услышанных от шейхов хадисов как услышанных от них;
б) хадисы с утаенными именами шейхов – это хадисы, передатчики которых для утаивания настоящего имени шейха, от которого они услышали этот хадис, называют его неизвестным именем или прозвищем, либо характеризуют его качеством, по которому его нельзя узнать.
Некоторые хадисоведы, вкладывая в термин «подтасованный» («мудаллас») более широкий смысл, подразделяли подтасованные хадисы на более мелкие группы: «'атф» («присоединяемый»), «кат'» (усеченный), «тасвия» («выровненный»), «сукут» («умалчиваемый»), «таурия» («сокрытый»), «истидрак» («дополненный») и др. Все они относятся к хадисам с утаенными недостатками в цепи передачи.
«Му'алляль» («отклонившийся») – хадис без видимых выводящих из категории достоверных недостатков, которые выявляются при более внимательном рассмотрении.
В терминологии Имамов Бухари, Термези и Хакима такие хадисы называются «ма'луль» («дефектные»). Еще более подходящее название «му'алль» («ущербный»).
«Мудтариб» («неупорядоченный») – это хадисы, совершенно разные по смыслу, но передающиеся по одному и тому же или близкому поводу. Таково определение Имама ан-Навави. Если есть возможность предпочесть одну из версий, то такой хадис выходит из категории неупорядоченных хадисов. Неупорядоченность («идти-раб») выявляется, по большей части, в цепи передачи, реже – в самом тексте. Если неупорядоченность выявляется только в тексте, то такой хадис редко относят к категории «мудтариб». Неупорядоченность встречается как в тексте, так и в цепи передачи. В нашем переводе слово «неупорядоченность» будет употребляться в терминологическом значении слова «идтираб».
«Маклюб» («измененный, перевернутый») – это хадис, один из передатчиков которого передает слова в тексте в «перевернутом» виде, то есть одно слово поставлено вместо другого, идет сзади этого слова или спереди, либо имя передатчика или его происхождение, по неточности, ставится в цепи впереди предыдущего или сзади последующего имени, либо имеет место любая другая перестановка в хадисе. Говоря коротко, «маклюб» – это хадис, в тексте которого одно слово заменяется другим или в цепи передачи» имя или происхождение передатчика заменяется другим именем. Слово «маклюб» является «исм маф'уль» (причастием страдательного залога), от глагола «каляба» в значении «измененный, перевернутый». Как видно из определения, изменение может быть как в тексте, так и в цепи передачи хадиса.
«Шазз» («единственный») – это хадис, сообщение передатчика которого является приемлемым, но противоречит хадису, переданному более авторитетным передатчиком. Хафиз ибн Хаджар говорил, что термин «шазз» («единственный») соответствует именно этому определению.
«Мункар» («непризнаваемый») – это хадис, переданный слабым передатчиком и противоречащий хадису, переданному достойным доверия передатчиком. Таково самое точное определение непризнаваемого («мункар») хадиса. Слабость передатчика отличает непризнаваемый хадис от единственного. Передатчик единственного хадиса – достойный доверия передатчик, передатчик непризнаваемого хадиса – слабый. Необходимо подчеркнуть, что термин «мункар» («непризнаваемый») противоположен термину «ма'руф»(«узнаваемый»), а термин «шазз» («единственный») противоположен термину «махфуз» («сохраненный»).
«Матрук» («оставляемый») – это хадис, передатчик которого обвинен во лжи, или стала явной его порочность в словах или в поступках, или он отличался небрежностью или мечтательностью.
Оставляемые («матрук») хадисы не относят к категории ложных («мавду'») хадисов, потому что для этого не достаточно только обвинения во лжи передатчика, а необходимы достоверно подтверждающие это факты.
Общие термины, применяемые к достоверным, хорошим и слабым хадисам
В этом разделе мы остановимся на общих, применяемых к достоверным, хорошим и слабым хадисам терминах.
«Марфу'» («возведенный») – это хадис, сообщающий о пророческих словах, поступках и решениях, возводимый к самому Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!).
«Возведенный» («марфу'») хадис может не обладать непрерывной цепью передачи. В случае выпадения из цепи имени сподвижника хадис будет относиться к категории «мурсаль» («пропущенный»). В случае выпадении из цепи одного из передатчиков или его неизвестности хадис будет относиться к категории «мункати'» («прерванный»). В случае выпадения из цепи имен двух или более передатчиков хадис будет относиться к категории «му'даль» («неустановленный»). В этих трех случаях хадис будет классифицироваться как слабый («да'иф»).
«Муснад» – это хадис, цепь передачи которого возводится к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) и является непрерывной («муттасиль») на всем протяжении.
«Муттасиль» («непрерывный») – это хадис, цепь передачи которого – непрерывна от начала и до конца. Такой хадис не Должен быть обязательно возведен к самому Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), он может начинаться от сподвижника или передатчика после него. Такой хадис называется еще «маусуль» («непрерванный»).
«Маукуф» («остановленный») – это хадис, в цепи передачи которого слова, деяния или решения возводятся к сподвижнику («сахабу»).
«Макту'» («отсеченный») – это хадис, в цепи передачи которого слова, деяния или решения возводятся к последователю («таби'ину»).
«Му'алляк» («подвешенный») – это хадис, в начале цепи передачи которого пропущено одно или подряд несколько звеньев.
«Гариб» («неизвестный») и «фард» («одиночный») [1] – это хадис, в каждом звене цепи передачи которого после звена сподвижника присутствует по одному передатчику. Между словами «гариб» и «фард» существует лексическое и терминологическое сходство. По этой причине некоторые хадисоведы Такой тип хадисов называют иногда «гариб», а иногда – «фард».
«'Али» («высокий») – это хадис, имеющий малое количество звеньев цепи передачи между Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!) и мухаддисом.
«Назиль» («отдаленный») – это хадис, имеющий большое количество звеньев цепи передачи между Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!) и мухаддисом.
«Таби'» («подобный») и «шахид» («свидетельствующий») – хадисы, идентичные один другому. Если идентичны не сами тексты, а их смысл, то такой хадис называют «шахид» («свидетельствующий»). Если же идентичны и тексты, и смысл, то такие хадисы называют «таби'» («подобный»).
Если идентичность прослеживается по всей цепи передатчиков, то такой хадис называют полностью подобным («мутаба'айи тамма»), если же только в части цепи, то называется недостаточным («накиса»). Если в тексте и в смысле хадиса не выявляется идеи – точность, то такие хадисы называют «одиночными и неизвестными» («фард ва гариб»).
«Мудрадж» («включающие») – это хадисы, в тексте или цепи передачи которых найдены посторонние включения. Передатчики достоверных и хороших хадисов обращали внимание на посторонние включения и ясно называли тех, кто вводил в хадис посторонние включения, для того, чтобы ни одно постороннее слово не включалось в – слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) и не приписывалось ему то, что он не говорил.
«Идрадж» («включение») производится с целью толкования отдельных содержашихся в хадисе слов или с целью разъяснения какого-либо шариатского постановления.
«Мусалсаль» («подкрепленный») – это хадис, передатчики которого придерживались единого мнения относительно какого-либо качества, события или состояния. «Мусалсаль» означает цепочку, следование друг за другом. То есть каждый последующий передатчик придерживался одного мнения с предыдущим передатчиком относительно какого-либо события, описываемого качества или состояния дел. Подкрепленные хадисы имеют свои разновидности.
«Мусаххаф» («переставленный») – это хадис, у которого изменены или утеряны одна или несколько отдельных букв или диакритических точек, а текст в общем остался без изменений. Если же произошли более существенные изменения текста, то хадис называют «мухарраф» («искаженный»). Такое определение дал этим хадисам Ибн Хаджар. В принципе, эти слова синонимичны. Поэтому некоторые мухаддисы не разделяли эти две категории хадисов.
Усман Заки Мулла Мухаммед



[1] Мы уже упоминали хадисы «гариб» и «фард» когда говорили об известных («машхур»), редких («'азиз») и исчерпывающих («мустафид») хадисах из числа достоверных («сахих») хадисов. Но в то же время термины «гариб» и «фард» являются общими для трех категорий хадисов – «сахих», «хасан» и «да'иф». То есть они могут относиться как к достоверным, так и к хорошим или слабым хадисам. Например, хадис: «Овладение знанием – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» – является известным («машхур») и вместе с тем хорошим («хасан»). Хадис: «Сердца людей созданы любящими тех, кто делает им добро» – является известным («машхур») и вместе с тем слабым («да'иф»). Точно так же встречаются возведенные («марфу'»), остановленные («маукуф») и отсеченные («макту'») хадисы,. являющиеся известными («машхур»), но не имеющими под собой основы.

Аят

И никто не понесёт бремени (грехов) другого
- Скот, 164 -

Хадис

Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всем. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними
- Бухари, Муслим -