Ислам Статьи Общество Взгляд на информационную политику в Исламе (ч.2/3)
Взгляд на информационную политику в Исламе (ч.2/3)
Общество
Table of contents

Сми

3 – ПРАВИЛА ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ИСЛАМА


Исходя из вышеупомянутых толкований и указаний аята, можно определить основные принципы, а точнее правила, информационной политики в Исламе. Ими являются следующее:

Первое правило: все вещаемые новости следует регулировать на основе безопасности и опасности.


Абдулькарим Зайдан в свое книге «Усуль-ад-даава» (основополагающие принципы призыва) пишет: «Одной из важных обязанностей халифа выступает распространение безопасности и стабильности в дар-уль-Ислам, чтобы люди могли чувствовать безопасность за свою жизнь, честь и имущество, спокойно и безопасно передвигаясь по стране». Не говоря уже об информационных делах, которые тесно связаны с государством. Подобные вопросы запрещено распространять без надлежащего разрешения со стороны халифа или его заместителя. Это касается всех вопросов военного дела и прилегающих к ним вопросов, как передвижения вооруженных сил, сообщения о победе или поражении, военная промышленность и стратегические планы. Это одна из разновидностей новостей, которые должны быть связанные непосредственно с правителем, чтобы он мог определять, что следует утаивать, а что, наоборот, разглашать и распространять. Подтверждением тому служит Книга Аллаха, Свят Он и Велик, и действия Посланника Аллаха, мир ему, предпринятые им в качестве предводителя и главы государства.


Что касается Корана, то Всевышний Аллах говорит в нем:


وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ ۖ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ


«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим власти среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (04:83).


Что касается Сунны, то это четко прослеживается в хадисе Ибн Аббаса о завоевании Мекки, который приводится у аль-Хакима в книге «аль-Мустадрак», как достоверный хадис по условиям Муслима, с чем согласился аз-Захаби. «Курайшитов охватило молчание. Новости о Посланнике Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, перестали поступать им. Они не имели ни малейшего представления о том, что он предпринимает» (вывел аль-Хаким). Мурсал Абу Сальма от Ибн Абу Шайба: «Затем Пророк сказал: «Снаряди меня и никому об этом не говори…», затем приказал сковать, я секретно сделал это. Над жителями Мекки воцарилось молчание, они были полностью лишены вестей». Темой обеих хадисов выступает утаивание вести и информационная блокада.


Достоверный хадис Кааб о военном походе «Йюсра»: «Если Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, желал выйти на военный поход он скрывал и говорил неясно совсем о другом походе. И так произошло со сражением, которое провел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в знойную жару, когда ему пришлось преодолеть дальний путь, пустыню и встретиться с множеством врагов. Тогда он дал понять мусульманам, что следует подготовить свои военные снаряжения. Об этом он сообщал так, как хотел» (хадис согласованный). В этом хадисе речь идет об информировании и разглашении.


Хадис Анаса в сборнике достоверных хадисов Бухари: «Пророк выразил людям соболезнование по поводу гибели Зайда, Джафара и Ибн Раваха до того, как до них дошла весть о них. Он сказал им: «Знамя взял Зайд, и его убили. Затем знамя взял Джафар и был убит, Затем его взял Ибн Раваха и был убит». После этого с его глаз потекли слезы. И затем знамя взял один из мечей Аллаха (Халид Ибн Валид) и Всевышний даровал им победу».


В этих текстов четко прослеживается то, что передача «животрепещущих» новостей, имеющих связь с безопасностью и стабильностью общества, должна регулироваться в контексте безопасности и стабильности общества.


Второе правило: стороной, отвечающей за информирование, являются правители и их заместители


Под стороной, отвечающей за информирование, имеется в виду тот, кто имеет право утверждать и контролировать то, что вещается людям, кто имеет право разрабатывать информационную политику в государстве, в частности, по вопросам безопасности и опасности. Всевышний Аллах говорит:


وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ


«Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим власти среди них».


Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Каждый из вас пастырь и каждый из вас ответственный за свою паству. Имам – покровитель над людьми и он ответственный за своих подданных…» (передал Муслим). Разработчиками политики исламской информации являются обладатели власти, именуемые имамом, халифом или амир-уль-муминин. Они в совещании с представителями народа (ахлюль-халь ва аль-акъд) и специалистами из числа ученых вырабатывают эту политику. Информационная политика в Исламе выводится из Книги Всевышнего Аллаха и сунны Его Посланника, мир и благословение Аллаха ему, как исполнение слов Всевышнего Аллаха:


وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ


«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (05:49).


إِنْ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَىٰ إِلَيَّ


«Я следую только тому, что внушается мне в божественном откровении» (46:9).


Исходя из вышесказанного, шариат определил, что обладателями права на разглашение такого рода новостей должны быть обладатели власти. Следовательно, подобные полномочия должны вверятся здравомыслящим, мудрым и анализирующим мужам, которые знают интересы людей и оберегают общественное спокойствие и безопасность. Эти полномочия предусматривают пресечение деятельности алармистов (паникеров), которые распространяют тревожные, часто необоснованные слухи (ложь), или используют СМИ в пользу интересов неверующих и врагов государства. Как, например, слухи о военных делах государства.


Третье правило: необходимость в профессиональных кадрах в сфере информации


Подача информации нуждается в исследовании, т.е. в мыслителях, государственных деятелях и работниках СМИ, которые будут обладать большим кругозором и способностью проводить политический анализ. Нам необходимы специализированные исследователи и ученые самого высокого уровня знаний и осведомленности о политической мысли и работы с политическими текстами с точки зрения информации и политического анализа, а также метода понимания новостных текстов, информационных программ, способов их формулировки и расшифровку этой формулировки. Именно это и называется политическим мышлением. Оно делает обладателя таким мышлением способным разгадывать того, что стоит за распространяемой новостью, что следует вещать, а что – нет, какие требуются информационные программы и средства массовой информации. Таким образом, образуется в умме те, о ком упоминаются в аяте:


لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ


«то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его».(04:83)


Они вводят инновационные технологии в процесс разбора новостей, информационных заявлений и иллюстраций. Как и постигают глубинные тайны и секретные замыслы их посредством познания методологии составления новостей и отведения времени некоторым из них, которые ограничиваются в ряде случаев исключительно некоторыми каналами. Они способны объяснить, почему новость сформулирована в таком виде и находится ли она под влиянием политической ситуации. Они способны урегулировать неисламскую информацию, в частности, если она является враждебной и порочащей Ислам и мусульман. Доктор Кахил в своей книге: «Научные и практические основы исламской информации» пишет: «в этой связи и в этом значении, стало быть, деятель исламской информации должен хорошо владеть основами исламской религии, быть вдохновленным ею и поступать согласно ей, чтобы это отражалось во всем, что исходит от СМИ. Также деятель исламской информации должен иметь глубокие знания о современных средствах и методах массовой информации. Необходимость знания об основах религии вовсе не означает пренебрежение к знанию о современных средствах и методах массовой информации. Деятель массовой информации обязан хорошо владеть этими двумя видами знания».


Возможно, некоторые поймут из этих правил, что они предусматривают запрет на приобретение средств массовой информации в частную собственность. Поэтому необходимо осветить этот вопрос.


Право индивидуумов на обладание средствами массовой информации


Эти правила не означают запрет на приобретение средств массовой информации в частную собственность. Но они означают, что информационная политика должна находиться под контролем государства, которое регулирует и управляет вещанием СМИ, которыми владеют индивидуумы. Например, внешние новости государства, связанные с войнами, перемирием, соглашениями и внешнеполитическими отношениями, – такие сведенья нельзя разглашать без соответствующего государственного разрешения. Новости, которые затрагивают безопасность общества или так называемый внутренний фронт, должны транслироваться только после соответствующего разрешения со стороны государства. И так обстоит дело со всеми вопросами, регулирующими «общественный порядок». На это указывают приводимые в книге Ибн Хишама «ас-Сира ан-Набавия» (жизнеописание Пророка Мухаммада) события из жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.


«Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра и других наших знатоков, которые говорили: «Когда Пророк подготовился к походу на Мекку, Хатиб ибн Абу Балтаа написал письмо к курайшитам, сообщая им о готовящемся походе Пророка к ним. Письмо он отдал женщине, которая, по словам Мухаммада ибн Джафара, была родом из Музаййана; а мне говорил другой человек, что это была женщина по имени Сара, рабыня одного из членов рода Бану Абд аль-Мутталиба. Он назначил ей вознаграждение за то, что передаст письмо курайшитам. Женщина спрятала письмо на голове, заплела косички и отправилась в путь. К Пророку пришла весть с неба о том, что совершил Хатиб. Он послал Али ибн Абу Талиба и аз-Зубайра ибн аль-Аввама за ней, говоря: «Догоните женщину – вместе с ней Хатиб ибн Абу Балтаа направил письмо курайшитам, предупреждая их о нашем решении выступить против них». Они выехали и догнали ее в аль-Халике, территории Бану Абу Ахмад. Они ее остановили, стали рыться в багаже, но ничего не нашли. Тогда Али ибн Абу Талиб ей сказал: «Клянусь Аллахом, Пророк не мог сказать неправду, обмануть нас. Или ты сама достанешь нам это письмо, или мы сами тебя разденем, и будем осматривать». Увидев серьезность его намерений, она сказала: «Отвернись, отвернись!». Расплела косички на голове, вытащила оттуда письмо и отдала его Али. Он принес письмо Пророку. Пророк вызвал Хатиба и спросил: «О Хатиб! Что побудило тебя на это?». Он ответил: «О Посланник Аллаха! Клянусь, я верю в Аллаха и Его Посланника, не изменился в своей вере и не изменял ей. Но я человек без знатного роду и племени. А у них находятся мой сын и моя семья. Я угождал курайшитам ради своей семьи». Омар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «О Посланник Аллаха! Позволь мне, я отрублю ему голову. Этот человек стал лицемером». Пророк сказал: «Откуда тебе знать, о, Омар! Может Аллах уже узрел участников битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите – я вам прощаю!».


Да, эти правила не лишают индивидуумов (частных лиц) права на владение средствами массовой информации, ведь средствами массовой информации являются любое средство оглашения и выражения. Ислам предписывает говорить истину и придавать её гласности. От Убада Ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Мы присягнули Посланнику Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, на послушание и покорность, и в трудности и легкости, на то, что не будем оспаривать законного обладателя права, что будет отстаивать и говорить правду, где бы ни были, не боясь ради Аллаха упрека всякого хулителя» (Аль-Бухари, 6532, Муслим, 3427).


Ислам осудил того, кто умалчивает и не высказывает свое мнение относительно того, что считает истиной. Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, сказал: «Пусть никто из вас не пренебрегает собой (презирает себя)». Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Как может кто-то из нас пренебрегать самим собой (презирать себя)?». Он ответил: «Это тот, кто видит какое-то дело, о котором Аллах сказал свое слово, но не говорит эти слова. Аллах, Свят Он и Велик, скажет ему в день Воскрешенья: «Что тебя удержало от того, чтобы ты сказал слова (Аллаха) относительно того-то (что ты видел)?». И он скажет: «Боязнь перед людьми». И тогда Всевышний скажет ему: «Разве не я больше всех заслуживаю того, чтобы боялись меня (моего гнева)» (Ахмад и Ибн Маджи).


Более того, Ислам обязал гласность и публичное высказывание своего мнения в запрете предосудительного явления (мункара), если того требует изменение (устранение мункар). Посланник Аллах, мир и благословение Аллаха ему, сказал: «Если кто-нибудь из вас заметит (увидит) предосудительное явление (мункар), пусть изменит его своей рукой, если не в силах сделать это, пусть языком, если и это ему не под силу, то пусть хотя бы сердцем, ибо это наислабейшая степень веры (имана)» (передал Муслим).


Шариат посчитал религию искренним наставлением (насихат). Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, сказал: «Религия – это искреннее наставление». Мы спросили: «По отношению к кому?». Он сказал: «По отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, предводителям мусульман, и по отношению к простым мусульманам» (передал Муслим). Средство, которое доводит до максимального количества мусульман, советуя и наставляя их, попадает под квалификацию искреннего наставления. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, в сени Праведного Халифата гласно и публично выражали свои мысли доступными им средствами.


Также случай Ибн Аббаса, который гласно подверг резкой критике действие халифа Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах. Сообщается от Акрама, что «Али, да будет доволен им Аллах, сжег некую группу людей. И эта весть дошла до Ибн Аббаса, который, услышав её, сказал: «Если бы это был я, не стал бы сжигать их. Потому что Пророк, мир и благословение Аллаха ему, сказал: «Не наказывайте тем, чем наказывает Аллах». Я бы просто казнил их (убил), как говорит Пророк, мир и благословение Аллаха ему: «Кто предал свою религию, того убейте» (передал Бухари).


На основании вышеупомянутого становиться ясно, что шариат вменил в обязанность гласность и открытое выражение мнения в некоторых положениях, и рекомендовал в других случаях. Это указывает на то, что шариат предоставил право гражданам страны право на приобретение и разработку средств гласного и открытого выражение мнений, а также выносить на обсуждение всю желаемую ими информацию, но, в рамках вышеприведенного правила «безопасности и опасности для общества».


4 – ТРЕБОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСЛАМСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ВЫЗОВЫ


Требованиями информационной деятельности служат:

а) Правдивость в предоставлении информации и точное возведение цепочки информации к тому, кто её передает


Правдивость является одним из установленных Исламом нравственных качеств, а также служит одним из шариатских законов, которого следует придерживаться. Равным образом, как в передаче информации, так и во всех делах, за исключением того, что исключил шариат. Всевышний Аллах с восхвалением отзывается о честных и правдивых людей.


وَالَّذِي جَاءَ بِالصِّدْقِ وَصَدَّقَ بِهِ ۙ أُولَٰئِكَ هُمُ الْمُتَّقُونَ ﴿٣٣﴾ لَهُم مَّا يَشَاءُونَ عِندَ رَبِّهِمْ ۚ ذَٰلِكَ جَزَاءُ الْمُحْسِنِينَ


«Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными. Для них у их Господа уготовано то, чего они пожелают. Таково воздаяние творящим добро!» (39:33-34).


لِّيَجْزِيَ اللَّهُ الصَّادِقِينَ بِصِدْقِهِمْ


«чтобы Аллах воздал правдивым за их правдивость» (33:24).


Также Аллах осудил ложь и обманщиков. Всевышний говорит:


وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَىٰ عَلَى اللَّهِ كَذِبًا أَوْ كَذَّبَ بِآيَاتِهِ ۗ إِنَّهُ لَا يُفْلِحُ الظَّالِمُونَ


«Кто может быть несправедливее того, кто возвел на Аллаха ложь или счел ложью Его знамения? Воистину, не преуспеют беззаконники» (06:21).


Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, побудил к праведности и предостерег от обмана. Он сказал: «Твердо держитесь правдивости, ибо правдивость ведет к благочестию, а благочестие – в Рай. Истинно, человек продолжает говорить правду и искать ее, пока он не будет записан как правдивый перед Аллахом. И избегайте неправды, ибо она ведет к греховности (распутству), а греховность (распутство) – в Огонь. Человек продолжает лгать, пока он не будет записан как лжец пред Аллахом» (Передал Муслим).
Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, завещал своей умме быть правдивой в передаче послания. Это ярко прослеживается в том, как Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, старался удостовериться в сообщении Зайда Ибн Аркъам о том, что Абдуллах Ибн Убаия – глава лицемеров, сказал: «Если мы вернемся в Медину, то могущественный уйдет из нее униженным». Посланник Аллаха, мир и благословение ему, сказал юноше: «О, юноша! Может ты просто разгневался на него? Может ты ошибочно понял его слова? Может тебе показалось?». Но, Зайд подтверждал сообщение, вновь и вновь» (передал Муслим). Следовательно, новость в средствах массовой информации должна базироваться исключительно на правде, как на словах, так и на деле. Также необходимо, чтобы каждая новость строилась на том источнике, из которого она поступила, равным образом, является ли он индивидом, новостным агентством, газетой, телестанцией, радиоволной или другим средством массовой информации. Отсюда следует, какое большое значение уделяет Ислам правдивости и насколько влияние этой правдивости на широкую общественность.

б) Творческий подход в разработке новейших технологий (способов и средств), способных продвинуть информационную деятельность и реализовать желаемые цели


Для этого необходимо подготовить тех, кто имеют отношение к информации. Писателей, продюсеров, сценаристов, инженеров, администраторов, режиссеров и операторов. Необходимо развивать их творческие способности, чтобы они были не только профессионалами в своем деле, а также и богобоязненными мусульман. Следует проводить семинары с работниками СМИ, предоставляя им принципы и способы исламской информационной политики. Как и необходимо идти в ногу с новациями в сфере массовой информации, более того, быть передовыми в этой отрасли. Также следует обеспечить материальную базу, современные технологии и любые другие средства, требуемые для развития деятельности средств массовой информации. И даже, если потребуется, необходимо отправить одаренных молодых мусульман на учебу и специализации за рубеж на определённое время. Либо привлечь экспертов для оказания помощи в подготовке работников СМИ в соответствии с теми условиями, которые разрешил Ислам в этом деле.

в) Работа со средствами массовой информации согласно шкале ценностей в Исламе


Это осуществляется путем утверждения любви к Аллаху, Его Посланнику и джихаду во главу приоритетов (этой шкалы). В этом необходимо задействовать экспертов и специалистов, глубоко знающих и исследующих реальность уммы и то, в каких информационных программах нуждается она. Равным образом, являются ли эти программы политическими, или социальными, имеющими связь к отношению между мужчиной и женщиной, или экономическими, направленными на просвещение уммы в вопросах беспроцентного кредитования, купли-продажи и других экономических вопросах, или военными для подготовки к военной кампании, проведения психологической войны в ответ на враждебную пропаганду, поднятия морального духа мусульман или вдохновения духа джихада в умме. И множество других программ, которые могут потребоваться умме. И во всем этом необходимо учитывать основное предназначение человека, ради которого он был создан, а именно поклонение Господу людей. Всевышний Аллах говорит:


وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ


« Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).

г) Использование пропаганды в качестве составной части СМИ


Под пропагандой мы имеем в виду обращение к сердцу и сознанию людей, чтобы оказать влияния на их мысли и поведение. Ислам использовал этот способ во многих случаях и положениях. Одним из видов информационной пропаганды, который был использован Исламом, является «ат-таргибва ат-тархиб» (путем побуждения и устрашения).



Ат-Таргиб (побуждение)


Необходимо побуждать людей к стремлению получить довольство и милосердие Аллаха, а также нескончаемые награды Его в Ахирате (Последующей жизни), в блаженных садах Рая.


فَآمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالنُّورِ الَّذِي أَنزَلْنَا ۚ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ ﴿٨﴾ يَوْمَ يَجْمَعُكُمْ لِيَوْمِ الْجَمْعِ ۖ ذَٰلِكَ يَوْمُ التَّغَابُنِ ۗ وَمَن يُؤْمِن بِاللَّهِ وَيَعْمَلْ صَالِحًا يُكَفِّرْ عَنْهُ سَيِّئَاتِهِ وَيُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ


«Уверуйте же в Аллаха, Его Посланника и свет, который Мы ниспослали. Аллах ведает о том, что вы совершаете. В тот день Он соберет вас для Дня сбора. Это будет День взаимного обделения. Тем, кто уверовал в Аллаха и поступал праведно, Он простит злодеяния и введет их в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние!» (64:8-9).


Как и необходимо побуждать к наилучшему воздаянию их в мирской жизни, если они отзовутся на слова Всевышнего Аллаха:


وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَىٰ لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا ۚ يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا ۚ وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَٰلِكَ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ


«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (24:55).


Что касается пророческих хадисов, то Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему, обещал Рай каждому, кто уверует в него и окажет ему помощь. В книге Ибн Хишама о жизнеописание Пророка говорится: «Люди из рода Бану Махзум выводили Аммара ибн Ясира вместе с отцом и матерью – они уже уверовали в Ислам, – когда наступала полуденная жара, и мучили их, подвергая палящему зною Мекки. Мимо них проходил Посланник Аллаха и, как дошло до меня, говорил: «Терпение, семья Ясира, ваше место в Раю!». А мать его убили: она не согласилась отказаться от Ислама».



 

Аят

Поистине, добрые дела устраняют дела дурные
- Худ, 114 -

Хадис

Наиболее совершенной верой среди верующих обладает самый благонравный из них
- Ат-Тирмизи и Абу-Дауд -

Архив Новостей

Ковер Шегги 009-32 ОВАЛ Ковренок не забывает о том, что кроме напольных ковров, Вам порой необходимо купить детский ковер на стену, которых в настоящем разделе неимоверное количество. Настенный ковры представлены во всем многообразии размеров, рисунков и цветов. По большому счету любой ковер из нашего ассортимента, можно использовать, как в качестве напольного, так и в качестве настенного.