Ислам Статьи Вероучение Мудрость существования испытаний и искушений
Мудрость существования испытаний и искушений PDF Печать E-mail
Вероучение

ИспытаниеИспытание (ибтила’а), искушение (фитна), экзамен (имтихан), проверка (ихтибар) являются словами- синонимами, имеющими одно значение – проверка. В арабском языке говорится: «بلاه يبلوه بلاء، وابتلاه يبتليه ابتلاء» (баля’а ху яблу’ху баля’ан – и – ибталя’аху ибтила’ан), что означает: «испытал и проверил его». В Священном Коране говорится:


(إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ)

«Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды)» (68:17).


Другими словами, мы проверили жителей Мекки посредством засухи и голода, что они стали даже есть мертвечину от безвыходности.

Всевышний Аллах говорит:

(وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا)

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (02:124).


То есть испытал его теми велениями и запретами, которые Он возложил на него.
Всевышний Аллах сказал:

(وَلَقَدْ فَتَنَّا سُلَيْمَانَ وَأَلْقَيْنَا عَلَى كُرْسِيِّهِ جَسَدًا ثُمَّ أَنَابَ)

«Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело (уродливое), после чего он вернулся в прежнее положение» (38:34).

То есть испытали и проверили.


Всевышний Аллах говорит:

(يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا إِذَا جَاءَكُمُ الْمُؤْمِنَاتُ مُهَاجِرَاتٍ فَامْتَحِنُوهُنَّ)

«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию…» (60:10).

Т.е. проверяйте, чтобы удостовериться в их вере.

(الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ)

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2).

В этом аяте Всевышний определяет смысл сотворения смерти и жизни – это испытание и проверка людей, чтобы выявить, кто из них является благочестивым, а кто – порочным.


Всевышний Аллах говорит:

(وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ، الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ، أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ)

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155-157).

В этом аяте Всевышний клянется, что будет испытывать своих рабов, т.е. проверять их на стойкость через трудности и проблемы, чтобы выявить их терпение, смиренность и довольствие тем, что предначертал Он для них.


Всевышний Аллах сотворил Адама и щедро одарил его своими бесчисленными благами, явно и тайно. Он утвердил в нем инстинкты и органические потребности, а также сотворил для него отличительную способность размышлять – разум, при помощи которого он отличает правильное от ошибочного, и возложил на него Свое послание. И кто последовал по истинному пути Аллаха, тот пошел по правильному пути, кто же сбивается с правильного пути, тот заблуждается во вред себе и лишается ближайшего (дунья) и последующего (а’хира) мира. Ближайший мир служит для человека пунктом проверки, экзамена и испытания. Он либо соблюдает предписание Аллаха в удовлетворении своих инстинктов и органических потребностей, и проходит данный экзамен с успехом, получая лучшую награду, либо проваливается и оказывается в полном убытке. Каждое благо, которое Аллах дарует кому-нибудь из своих рабов, является проверкой для него, чтобы выявить его благодарность и доброкачественное использование этих благ так, как это нравится Всевышнему Аллаху. И если он будет благодарным, то успешно сдаст этот экзамен на добропорядочность, получит довольство своего Господа и заслужит большее благо. Всевышний Аллах говорит:

(لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ)

«…Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (14:7).

Большинство людей пренебрегают тем, что блага являются испытанием. Они считают их свидетельством проявления к ним уважения Аллаха, а вовсе не проверкой их благодарности. В итоге, они злоупотребляют благами и самообольщаются. Они не задумываются о том, гневит ли это Господа или нет, и продолжают творить нечестие, удерживаясь от совершения благого. Такое поведение приводит их к превозношению самих себя над Аллахом, отрицанию Его милостей и благ, как об этом сообщает Священный Коран, рассказывая о Каруне.

(إِذْ قَالَ لَهُ قَوْمُهُ لَا تَفْرَحْ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْفَرِحِينَ(76)وَابْتَغِ فِيمَا ءَاتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ وَلَا تَنْسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِنْ كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ وَلَا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الْأَرْضِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ، قَالَ إِنَّمَا أُوتِيتُهُ عَلَى عِلْمٍ عِنْدِي أَوَلَمْ يَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ قَدْ أَهْلَكَ مِنْ قَبْلِهِ مِنَ الْقُرُونِ مَنْ هُوَ أَشَدُّ مِنْهُ قُوَّةً وَأَكْثَرُ جَمْعًا وَلَا يُسْأَلُ عَنْ ذُنُوبِهِمُ الْمُجْرِمُونَ)

«Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит ликующих. Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие. Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? И грешники не были спрошены об их грехах» (28:76).


Аллах, Свят Он и Велик, упомянул нам то, что Он будет испытывать своих рабов добром, подобно тому, как будет испытывать злом. Всевышний Аллах говорит:

(كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ)

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).


Этим Он проверяет вас тем благом, которое Он даровал вам. Проверяет богатого его богатством, и ждет от него благодарности. Проверяет бедного его бедностью, и ждет от него терпения. В сборнике достоверных хадисов Муслима приводится хадис Абу Надры от Абу Саида аль-Худри (р.а.), в котором говорится: «Поистине, дунья – ближайшая жизнь приятная и притягивающая (зеленая). Аллах сделал вас наместниками в ней и наблюдает за тем, как вы поступаете. Опасайтесь ближайшей жизни и женщин. Ибо первое искушение сынов Израиля случилось в отношении женщин». Также Всевышний сказал:

(وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ مِنَ الْمُرْسَلِينَ إِلَّا إِنَّهُمْ لَيَأْكُلُونَ الطَّعَامَ وَيَمْشُونَ فِي الْأَسْوَاقِ وَجَعَلْنَا بَعْضَكُمْ لِبَعْضٍ فِتْنَةً أَتَصْبِرُونَ وَكَانَ رَبُّكَ بَصِيرًا)

«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам. Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (25:20).

Т.е., дунья – ближайшая жизнь, является местом испытания и проверки. Всевышний Аллах пожелал сделать одних людей искушением для других людей в целом, верующих и неверующих. Так здоровый является искушением для больного, богатый – для бедного, а терпеливый бедняк – для богача. Смысл этого заключается в том, что каждый из них подвергается испытанию своим приятелем. Богатый испытывается бедным, ему следует быть жалостным к нему и не надсмехаться над ним. Бедный испытывается богатым, ему не следует завидовать ему или брать у него что-либо без его разрешения. При этом каждый из них должен терпеливо придерживаться истины, как об этом сказал ад-Даххак, комментируя слова: «проявите ли вы терпение?», т.е. в истине. Те, на долю которых выпали испытания, говорят: «Почему мы не были исцелены?». Слепой говорит: «Почему я не такой, как зрячий». И так все те, кто страдают теми или иными болезнями. Посланник, который удостоен чести быть пророком, является искушением для знатных людей из числа неверующих в наше время. Искушение – это когда страдающий чем-то человек завидует здоровому, или здоровый человек с презрением относится к страдающему чем-то человеком. Терпение – это когда каждый из них должен удерживать себя, первый от зависти, а второй от раздражения. От Абу ад-Дарды (р.а.) передается, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) говорил: «Горе ученому за невежду и горе невежде за ученого. Горе хозяину за невольника и горе невольнику за хозяина. Горе сильному за слабого и горе слабому за сильного. Горе султану (правителю) за подданного и горе подданного за султана (правителя). Одни из них являются искушением для других. И это то, что говорит Всевышний Аллах: «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение?». Вывел ас-Са’аляби, да будет доволен им Аллах. Аль-Мукъатил говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении Абу Джахля Ибн Хишама, аль-Валида Ибн аль-Мугъиры, аль-Аса Ибн Ваиля, Акъабы Ибн Абу Му’ита, Ат’бы Ибн Раби’а и ан-Надира Ибн аль-Хариса, когда они увидели то, что Абу Зар, Абудллах Ибн Мас’уд, Аммар, Билял, Сухайб, амир Ибн Фахира, Салим мавля (слуга) Абу Хузайфа, Мухджи’а мавля (слуга) Омара Ибн аль-Хаттаба, Джабр мавля (слуга) аль-Хадрами и их семья приняли Ислам. Они сказали с сарказмом: «Разве мы примем Ислам и будем такими как они?». В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал обращение своим верующим рабам: «проявите ли вы терпение?», видя это тяжелое положение и бедность. Обращение «проявите ли вы терпение?» касается исключительно преданных верующих рабов из уммы Мухаммада (с.а.с.), словно Всевышний Аллах сделал оттягивание победы и высокомерие неверующих искушением для верующих, т.е. проверкой для них. И когда мусульмане проявили терпение, Всевышний Аллах ниспослал относительно них следующие слова:

(إِنَّهُ كَانَ فَرِيقٌ مِنْ عِبَادِي يَقُولُونَ رَبَّنَا ءَامَنَّا فَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا وَأَنْتَ خَيْرُ الرَّاحِمِينَ، فَاتَّخَذْتُمُوهُمْ سِخْرِيًّا حَتَّى أَنْسَوْكُمْ ذِكْرِي وَكُنْتُمْ مِنْهُمْ تَضْحَكُونَ، إِنِّي جَزَيْتُهُمُ الْيَوْمَ بِمَا صَبَرُوا أَنَّهُمْ هُمُ الْفَائِزُونَ)

«Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты Наилучший из милосердных. Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними. Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими» (23:109-111).


Испытание – это проверка или экзамен, которому Всевышний Аллах подвергает своего праведного раба, чтобы выявить степень его правдивости и искренности в том, что он любит Его. Испытание может быть, либо экзаменом от Аллаха человеку и проверкой его посредством добра или зла, либо возмездием ему за совершенные им греховные (запретные) дела и непристойные поступки. И в этом случае возмездие проявляется тем, что Аллах осыпает его усладами или низводит на него наказание. Испытание, означающее проверка и экзамен, имеет множество видов. Одним из них является испытание возложения на человека ответственности за соблюдение предписаний и исповедование послания, как это понимается в словах Всевышнего Аллаха:

(وَإِذِ ابْتَلَى إِبْرَاهِيمَ رَبُّهُ بِكَلِمَاتٍ فَأَتَمَّهُنَّ قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا)

«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей…» (2:124).


Также испытанием возложения на человека ответственности выступает то, что произошло с жителями в одном из селений сынов Израиля. Всевышний Аллах говорит:

(وَاسْأَلْهُمْ عَنِ الْقَرْيَةِ الَّتِي كَانَتْ حَاضِرَةَ الْبَحْرِ إِذْ يَعْدُونَ فِي السَّبْتِ إِذْ تَأْتِيهِمْ حِيتَانُهُمْ يَوْمَ سَبْتِهِمْ شُرَّعًا وَيَوْمَ لَا يَسْبِتُونَ لَا تَأْتِيهِمْ كَذَلِكَ نَبْلُوهُمْ بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ)


«Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться» (7:163).

Также Всевышний Аллах сказал:

(وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ الْمُجَاهِدِينَ مِنْكُمْ وَالصَّابِرِينَ وَنَبْلُوَ أَخْبَارَكُمْ)

«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (47:31).


Иногда испытанием от Аллаха может стать богатство, которое льется кому-нибудь из них. Иногда оно может быть в виде уменьшение богатства, смерти детей, голода, страха и лишения, как это говорится в благородном аяте:

(كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ)

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).

Также и на нас возложены множество божественных предписаний, которые если мы будем соблюдать, то будем преуспевшими, в особенности в наше время, с точки зрения распространенности непристойных явлений, нечестия, греховности, беззаконности, разобщенности, междоусобных распрей и гонки за злом и лицемерием правителей. Нам необходимо принять позицию настоящих мужей и занять место в центре лагеря добра и его приверженцев, а также быть с мусульманами, которые усердствуют на пути Ислама, неуклонно соблюдают его законы во времена пренебрежительного отношения к ним, защищают его, стойко стоят перед тиранией и ее приспешниками, с терпением переносят мучения, причиняемые им людьми, которые обольстились очарованиями ближайшей жизни. Таким образом, мы сможем добиться успеха в обоих мирах.


Существуют испытания трудностями, страданиями и бедами, которые выявляют терпение, смирение и довольство богобоязненного верующего раба. Одной из закономерностей Аллаха в отношении своих творений выступает то, что Он проверяет верующих рабов через подвергание их тем трудностям, которые им неприятны. И если они проявят терпение и будут смиренны перед тем, что предначертал их Господь, то будут честны в своей вере. Носитель призыва может быть подвергнут испытанию через ущемление его жизненного удела (ризка) или лишение высоких должностей или рабочего места не по причине его некомпетентности, а из-за того, что он считает ниже своего достоинства занимать эти посты, которые делают его из числа приближенных к несправедливым правителям и их приспешникам, или в целях притеснения и борьбы с ним. Жизнь пророков и посланников переполнена испытаниями в виде трудностей и бед. Всевышний Аллах говорит:

(لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِأُولِي الْأَلْبَابِ مَا كَانَ حَدِيثًا يُفْتَرَى وَلَكِنْ تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلِّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ)

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (12:111).

Такая же участь ожидает того, кто последовал их пути и понес призыв, как и они, подвергаясь испытаниям, искушениям, страданиям, давлению со стороны членов семьи, близких, друзей и всех людей в целом, будь они правителями или обычными людьми. Он становится необычным среди своих родственников, соседей, друзей, сверстников и приятелей – это тяжелое испытание. Всевышний Аллах говорит:

(فَقَالُوا عَلَى اللَّهِ تَوَكَّلْنَا رَبَّنَا لَا تَجْعَلْنَا فِتْنَةً لِلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ)

«Они сказали: «Мы уповаем на одного Аллаха. Господь наш, не делай нас искушением для людей несправедливых!» (10:85).

Т.е. «не давай им победы над нами и не делай их правителями над нами, ибо они посчитают то, что добились власти вследствие своей правоты и нашей лживости, что может искусить их». Об этом рассказали (передали) Абу Муджлиз и Абу ад-Духа. Между тем Ибн Абу Наджих от Муджахида прокомментировал этот аят словами «не наказывай нас ни руками семейства фараона, ни наказанием от Тебя, чтобы потом народ фараона не сказал: «если они были бы на истине, они бы не подверглись мучениям и мы не была бы дарована нам власть над ними» и не поддался искушению тем самым». (см. тафсир Ибн Касира). Носители призыва и усердствующие на пути оказания помощи этой религии подвергаются множеству испытаний. Однако самым болезненным и наиболее сказывающимся испытанием является задержка победы и безответное отношение людей к ним. Всякий раз, когда задерживается победа, простой народ считает, что носители призыва и усердствующие на пути Ислама заблуждаются или ошибаются, а это усиливает разрыв и задерживает оказание помощи правильному Исламу и искренним носителям призыва. Испытание, которому подвергаются усердствующее на пути достижения победы Ислама верующие рабы Аллаха, может быть задержкой победы, как очищение веры в сердцах мусульман, а также их морального состояния и терпения перед трудностями и бедами. Всевышний Аллах говорит:

(أَمْ حَسِبْتُمْ أَنْ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُمْ مَثَلُ الَّذِينَ خَلَوْا مِنْ قَبْلِكُمْ مَسَّتْهُمُ الْبَأْسَاءُ وَالضَّرَّاءُ وَزُلْزِلُوا حَتَّى يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ ءَامَنُوا مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللَّهِ أَلَا إِنَّ نَصْرَ اللَّهِ قَرِيبٌ)

«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (2:214).

Это сообщение Всевышнего Аллаха, которое он упомянул сподвижникам Его Посланника (с.а.с.), о том, что Он подвергнет их испытанию и проверке всякими трудностями, чтобы выявить того, кто следует Посланнику, и разоблачить того, кто ушел вспять. Также Он испытал и проверил их посредством перенаправления киблы от Иерусалима в сторону Каабы. Также Он подверг испытанию своих избранников до них. Сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.) испытывали невыносимые страдания и голодание от рук неверующих, при этом, они проявляли непревзойденное терпение, пока Аллах не даровал им утешение и победу. Каждого кто проявлял терпение, Аллах непременно одаривал радостью. Терпение – ключ к радости. Облегчение приходит после терпения. Праведные мусульмане, да смилуется над ними Аллах, радовались трудностям, желая получить награду. Всевышний Аллах говорит:

(وَلِيَبْتَلِيَ اللَّهُ مَا فِي صُدُورِكُمْ وَلِيُمَحِّصَ مَا فِي قُلُوبِكُمْ)

«Аллах будет испытывать то, что в вашей груди, и очистит то, что в ваших сердцах» (3:154).

Также Аллах подвергает испытанию своего искреннего раба, чтобы выявить то, каким будет его реакция на задержку победы. Всевышний Аллах говорит:

(وَلِيُبْلِيَ الْمُؤْمِنِينَ مِنْهُ بَلَاءً حَسَنًا)

«…дабы подвергнуть верующих прекрасному испытанию от Себя. Воистину, Аллах Слышащий, Знающий» (8:17).

Это испытание также является тем, чем проверяет Всевышний Аллах верующих, чтобы выявить их честность, искренность и упование на Аллаха во всех делах, как это приводится в благородном аяте:

(وَفِي ذَلِكُمْ بَلَاءٌ مِنْ رَبِّكُمْ عَظِيمٌ)

«Это было для вас великим испытанием от вашего Господа» (2:49).

Самым многочисленным и самым тяжелым испытаниям из людей подвергались пророки, невзирая на то, что они являются самыми любыми для Аллаха творениями. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мы, пророки, больше всех подвергаемся испытаниям». Что касается хадисов, приводимых относительно терпения в перенесении испытания, то их предостаточно. Передал Ахмад от Мус’аба Ибн Са’ада, а тот от своего отца, что он спросил Посланника Аллаха (с.а.с.) о том, кто из людей больше всех подвергается испытанию? Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пророки, затем праведники, затем наиболее похожие и наиболее похожие из людей…». Имам Муслим передает в своем сборнике достоверных хадисов от Сухайба Ибн Синана, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Удивительно положение верующего. Все, что с ним не происходило, все к добру. Такое никому не свойственно, кроме верующего. Когда его постигает радость, он благодарит, и это становится добром. Когда его постигает несчастье, он проявляет терпение, и это становится добром». Всевышний Аллах говорит:

(إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ)

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (39:10).


 

Аят

Cкaжи: "Oн - Aллax - eдин, Aллax, вeчный; нe poдил и нe был poждeн, и нe был Eмy paвным ни oдин!
- Очищение, 1-4 -

Хадис

Благочестие есть благонравие, а греховное - это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди
- Муслим -