Ислам Статьи Вероучение Мудрость существования испытаний и искушений - Продолжение
Мудрость существования испытаний и искушений - Продолжение PDF Печать E-mail
Вероучение


Аятов и хадисов в этом отношении множество, одним из хадисов приведенных относительно терпения при испытании является высказывание Пророка (с.а.с.): «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям в своем теле, имуществе и детях, пока не встретят Аллаха чистыми без всякого греха». (Передал Ахмад в своем муснаде от Абу Хурайры).


Одним из видов испытания являются оказанная Аллахом милость, божественный дар и господние подношения (блага), как об этом упоминается в словах Всевышнего Аллаха:

(إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا)

«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (76:2).

(فَأَمَّا الْإِنْسَانُ إِذَا مَا ابْتَلَاهُ رَبُّهُ فَأَكْرَمَهُ وَنَعَّمَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَكْرَمَنِ، وَأَمَّا إِذَا مَا ابْتَلَاهُ فَقَدَرَ عَلَيْهِ رِزْقَهُ فَيَقُولُ رَبِّي أَهَانَنِ)

«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!» Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!» (89:15-16).


Испытание является одним из проявлений экзамена, который проходит мусульманин по желанию Всевышнего Аллаха, равно проходит ли оно в виде добра или зла, милости или мучения. Он одаривает его своими благами, и если он обольстится тем, чем одарил его Аллах, то терпит неудачу и оказывается в убытке. Всевышний Аллах говорит:

(كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ وَنَبْلُوكُمْ بِالشَّرِّ وَالْخَيْرِ فِتْنَةً وَإِلَيْنَا تُرْجَعُونَ)

«Каждая душа вкусит смерть. Мы испытаем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены» (21:35).


Т.е «каждая душа вкусит смерть» в ближайшей жизни. «..мы испытаем вас…» проверим вас «… добром и злом…» как например, бедностью, богатством, болезнью и здоровьем. «…ради искушения…» чтобы посмотреть на вас, будете ли вы терпеть и благодарить или нет. «…и к Нам вы будете возвращены» и мы будем награждать или наказывать вас. (Тавсир аль-Джалалейн). Испытание добром – это косвенный экзамен, постигает его только тот, кто правдив в своей вере и благоразумен в своих действиях. Именно он понимает тот факт, что он ответственен за все блага и здоровье, которые дарует ему Всевышний Аллах. Испытание злом легче, чем испытание добром. Потому что испытание злом является прямым испытанием, которое понимают все простые люди. Ведь каждый, кому выпадает на долю беда, потеря любимого человека или уменьшение имущества, (в большинстве случаев) понимает, что он подвергся испытанию или проверке, и обращается к своему Господу моля о милости, облегчении и возмещении, повторяя слова Всевышнего Аллаха «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение». И если человек подвергнется испытанию злом и не проявит терпение и смирение, а напротив, проявит возмущение по поводу испытания Аллаха и отречется от послушания Ему и искренности в целом, то он окажется среди потерпевших убыток и несчастных. Если же он проявит терпение при испытании Аллаха и будет доволен своей судьбой, то Аллах щедро одарит его своими благами, милостью и благословением.


Также Аллах испытывает обильным добром своих искренних и послушных рабов, которые соблюдают Его предписание, чтобы познать степень их искренности. Усилит ли это добро, дарованное Аллахом их веру и правдивость? Или же они соблазнятся бренными благами и попадут в сети дьявола (шайтана), что приведет их к неверию и уклонению от истинного пути и стези Всевышнего Аллаха?


Испытание бывает в зависимости от степени веры. Так, с каждым усилением веры человека, увеличивается испытание. Пророки являются самыми сильными по вере людьми, и поэтому их испытание было самым большим. Вывел Тирмизи от Са’ада Ибн Абу Ваккаса, который спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «О, Посланник Аллаха! Кто больше всех подвергается испытанию из людей». Он ответил: «Пророки, затем наиболее похожие им. Человек подвергается испытанию согласно своей религии (набожности)…». Испытание служит знаком любви Аллаха того, кого испытывает Он из числа своих богобоязненных и праведных рабов. От Анаса Ибн Малика (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Высокая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит человека, Он подвергает его испытаниям. Кто примет их – станет Ему угоден, но кто будет недоволен, тому достанется Его гнев». Терпение при перенесении испытаний стирает изъяны и возвышает по степеням. От Абу Хурайры (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов». Бухари (5642), Муслим (2573). От Абу Хурайры приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям в своем теле, имуществе и детях, пока не встретят Аллаха чистыми безо всякого греха» (Муснад Ахмада). От Сухайба (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Удивительное положение верующего. Все, что бы с ним ни происходило, все к добру. Такое несвойственно никому, кроме верующего. Когда его постигает радость, он благодарит, и это становится добром. Когда его постигает несчастье, он проявляет терпение, и это становится добром». Некоторые люди, которых постигли болезни, считают, что на них пал гнев. Ибо, если бы они не заслужили их, то болезни не коснулись бы их, и они не подверглись бы подобным страданиям. Это ошибочное понимание. Поскольку болезнью и трудностями может быть испытан тот, кто мил и любим Аллаху. Примером тому служат пророки, посланники и другие помимо них праведные люди, как приводилось в словах Посланника Аллаха (с.а.с.): «Больше всех подвергаются испытанию – пророки». Также и наш пророк подвергался различным испытаниям в Мекке, на побоище при Ухуде, во время блокады вражескими союзниками Медины, в битве у Рва, а также в момент своей предсмертной болезни. Подобное случилось и с другими пророками Эйюбом и Юнусом, мир им. Этим самым Аллах возвышал их степень и увеличивал их награду, чтобы стали они образцами подражания для последующих после них людей, которые будут подвергаться испытаниям.


Иногда люди могут быть испытаны болезнями, страданиями и негодованиями вовсе не в качестве наказания верующего, соблюдающего предписания Аллаха во всех делах, а, напротив, ради большой мудрости. Этими испытаниями Аллах возвышает испытываемого человека и очищает его от пороков и грехов. От Аиши (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов, и даже укол колючки». В другом хадисе Пророк (с.а.с.) сказал: «Есть степень у Аллаха, которую человек заслуживает не своими деяниями, а благодаря испытанию, которому он подвергся в своем здоровье».


Также человек может быть испытан такой радостью, как большое состояние, жены, дети и т.д. В этом случае, он не должен считать, что Аллах его любит, если он не соблюдает Его предписания. Да, возможно тот, кому дал Аллах это все, является любимцем, а возможно и нет. Положения бывают различные. Любовь Аллаха не зависит от состояния, детей, чина и социального положения. Любовь Аллаха заслуживается путем богоугодных деяний, богобоязненности, раскаяния, исполнения долга перед Ним и следования прямого пути. От Анаса (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если Аллах пожелает какому-нибудь человеку благо или захочет его удвоить, то подвергает его испытаниям. И когда он обратится к Нему с мольбой (дуа), то ангелы говорят: «О, Господь! Знакомый голос. И когда он во второй раз обращается с мольбой (дуа), говоря: «О, Мой Господь», Всевышний Аллах отвечает ему: «Я перед тобой и готов обрадовать тебя. Все, что ты попросишь у меня, я дам тебе, или устраню от тебя все злое и сохраню у себя для тебя лучшее, чем это (то, что ты попросил). И когда наступит день Воскрешения, приведут людей, которые заполнят чашу весов своими благими деяниями, т.е. выстаивающих намаз, держащих пост (оразу), выплачивающих милостыню (садакъа) и совершивших хадж мусульман. Затем приведут мусульман, которые подвергались испытаниям, им не подадут весы, как и не будут открыты записи, на них посыпаются награды, подобно тому, как сыпались на них испытания. Тогда те люди, которые пребывали в здравии и не подвергались таким испытаниям в ближайшей жизни (дунье), захотят чтобы и их тела дали взаймы через перенесения трудностей, увидев то, какую награду получают люди испытаний. Именно об этом и говорит Всевышний Аллах:

(إِلَّا مَنْ خَطِفَ الْخَطْفَةَ فَأَتْبَعَهُ شِهَابٌ ثَاقِبٌ)

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (37:10).


Одним из видов испытаний является наказание за совершение грехов, которые совершают люди. Аллах шлет на них неслыханные заболевания, болезни, стихийные бедствия и страдания, как например, СПИД, коровье бешенство, птичий, свинячий, обезьяний гриппы, землетрясения, разрушительные ураганы, цунами, смерчи, экономические потрясения, крах финансовых рынков, поражения, слабость и немощность. Всевышний Аллах говорит:

(إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ)

«Воистину, мы подвергли их испытанию, подобно тому, как мы подвергли испытанию владельцев сада, когда они поклялись, что утром они непременно сорвут их (плоды)» (68:17).



То, что постигло жителей Мекки, и то, что произошло с садом тех, которые отказались от долга перед Аллахом, явилось испытанием наказания и возмездия. Всевышний Аллах говорит:


(وَبَلَوْنَاهُمْ بِالْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ)

«Мы подвергли их испытанию добром и злом, быть может, они вернутся на прямой путь» (7:168).


Передал Ахмад от Абдуллаха Ибн Мугаффаль, что человек встретился с женщиной, которую он желал во времена невежества, и начал кокетничать с ней вплоть до того, что положил свою руку на неё. Женщина сказала: «Перестань, Аллах, Свят Он и Велик, стер ширк (многобожие). Мужчина тут же повернулся и ударился лицом об стену, поранившись до крови. Затем пошел к Пророку (с.а.с.) и рассказал ему о случившемся. Пророк (с.а.с.) сказал: «Ты – тот раб (человек), которому Аллах пожелал добро. Когда Аллах, Свят Он и Велик, желает ему добро, торопит подвергнуть его наказанию за его грех. Но если Он пожелает рабу зло, то держит его, как дикого осла, чтобы расплатиться с ним полностью в день Воскрешения».


Также испытание может быть заманиванием. Человек может подвергнуться испытанию добром, как приманка, чтобы попасть в зло и в более худшее положение, чем первое. Всевышний Аллах говорит:

(سَنَسْتَدْرِجُهُمْ مِنْ حَيْثُ لَا يَعْلَمُونَ، وَأُمْلِي لَهُمْ إِنَّ كَيْدِي مَتِينٌ)

«Мы завлечем так, что они даже не узнают этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима» (7:182-183).

В сборниках хадисов Муслима от Укъба Ибн Амира передается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Если ты увидишь, что Аллах дает человеку за его грешные дела прелести ближайшего мира, то знайте, то это обольщение (заманивание)». Затем прочитал Посланник Аллаха (с.а.с.) аят:

(فَلَمَّا نَسُوا مَا ذُكِّرُوا بِهِ فَتَحْنَا عَلَيْهِمْ أَبْوَابَ كُلِّ شَيْءٍ حَتَّى إِذَا فَرِحُوا بِمَا أُوتُوا أَخَذْنَاهُمْ بَغْتَةً فَإِذَا هُمْ مُبْلِسُونَ)

«Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (6:44).


Т.е. потеряли надежду на благо. Да упасет Аллах от этого. Аллах, Свят Он Велик, говорит:

(أَيَحْسَبُونَ أَنَّمَا نُمِدُّهُمْ بِهِ مِنْ مَالٍ وَبَنِينَ، نُسَارِعُ لَهُمْ فِي الْخَيْرَاتِ بَل لَا يَشْعُرُونَ)

«Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О, нет! Однако они не ощущают этого!» (23:55-56).


Мирские страдания постигают неверующих и грешников через приобретение грехов согласно словам Всевышнего Аллаха:

(وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ)

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30).



Это комментирует обширность, в которой живут неверующие и стесненность, слабость и немощность, которые постигают верующих. Тут некоторые спросят: «Как мы можем отличить испытание в виде наказания от наказания в виде проверки и экзамена. Как можно определить, что это испытание в виде наказания, а не проверка на прочность?» Здесь следует смотреть на положение того, кто подвергся испытанию. Если он послушается Аллаху, соблюдает Его предписания и руководствуется Его законодательством, то это испытание, экзамен и проверка. И если он с терпением перенесет его, то будут прощены его грехи и будет возвышен он на высокие степени. Но, если им окажется лжец, неверующий и совращенный грешник, то это значит наказание. И если он раскается и вернется к Аллаху, то Аллах Всепрощающий и Милостивый, поменяет его злые поступки на добрые дела, гнев на довольство, поражение на победу, сложности на облегчения. Аналогичная ситуация обстоит и с нациями и народами. Страдания, постигающие людей, как отдельных лиц, так и групп, служат следствием человеческой самодеятельности. Люди погрязли в грехах, и чинят злые дела. Все происходящее сегодня является возмездием нарушителям предписания Аллаха и проверкой сердец послушных верующих людей. Также некоторые люди, обольщенные культурой неверующих, считают, что роскошь, в которой живут неверующие, и стесненность, в которой живут мусульмане, являются доказательством того, что неверующие лучше нас и более богоугодные, чем мы. Данное рассуждение является ошибочным. Всевышний Аллах отсрочивает неверующим и грешникам, т.е. дает отсрочку, лишь как испытание для нас, будем ли мы терпеть, идти по истинному пути и обращаться к Аллаху, или поддадимся искушению и еще дальше удалимся от Аллаха. Когда испытание выпадает на долю мусульманина, то это уменьшает возмездие последующей жизни (ахиры), является искуплением грехов, возвышением его степени, и проверкой его веры и терпения. Когда же оно выпадает на неверующего, то это наказание ему. Беды постигают его по причине грехов и неверия. Всевышний Аллах говорит:


(ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُمْ بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ)

«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41).

Это происходит по предопределению и мудрости Аллаха. Может так случится, что какие-то народы подвергнутся испытанию, а более злостным народам в этом будет отсрочено. Может так случиться, что верующий подвергнется испытанию, а неверующему в этом будет острочено. Всевышний Аллах говорит:

(وَمَا أَصَابَكُمْ مِنْ مُصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ)

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30).

Это мудрость испытания. Оно указывает на силу его веры, если он проявит терпение и будет поминать Аллаха. Ведь Пророка (с.а.с.) спрашивали: «Кто больше всех из людей подвергается испытанию? Он ответил: «Пророки, затем праведники, затем наиболее похожие на них люди…» (Передал Ахмад) Оно свидетельствует о любви Аллаха к испытываемому мусульманину. Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «…Если Аллах полюбит какой-нибудь народ, то подвергает его испытанию…» (Передал Тирмизи) Оно доказывает то, что Аллах желает своему рабу добро. Ведь Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «…Когда Аллах, Свят Он и Велик, желает ему добро, торопит подвергнуть его наказанию за его грех…» (передал Тирмизи). Также это означает искупление его грехов со слов Пророка (с.а.с.): « Не постигает мусульманина боль от укола колючки и больше этого не иначе, как Аллах прощает его грехи, подобно тому, как дерево сбрасывает свои (пожелтевшие) листья». (аль-Бухари) Также Всевышний Аллах сказал:

(وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِنَ الْخَوْفِ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِنَ الْأَمْوَالِ وَالْأَنْفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ، الَّذِينَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ قَالُوا إِنَّا لِلَّهِ وَإِنَّا إِلَيْهِ رَاجِعُونَ، أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ)

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся», удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155-157).


Терпение и только терпение!!! О, усердствующие на пути Ислама, о, наследники пророков, о, носители знамени Ислама, о, носители призыва до людей! Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Вслед за вами наступят дни терпения. Терпение тогда будет подобно сжиманию в ладони горящего уголька. Тот, кто будет усердствовать (работать) среди них, получит награду пятидесяти людей, сделавших то, что сделал он». Его спросили: «О, Посланник Аллаха! Награду пятидесяти из них?». Он ответил: «Награду пятидесяти из вас» (передал Ибн Маджа) Ведь благая весть предвещает о том, что будущее за Исламом и завершение за богобоязненными рабами Аллаха. Всевышний Аллах говорит:

(حَتَّى إِذَا اسْتَيْئَسَ الرُّسُلُ وَظَنُّوا أَنَّهُمْ قَدْ كُذِبُوا جَاءَهُمْ نَصْرُنَا فَنُجِّيَ مَنْ نَشَاءُ)

«Когда же посланники приходили в отчаяние и полагали, что их отвергли, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти. Наше наказание нельзя отвратить от грешных людей!» (12:110).



Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Это дело непременно достигнет горизонта ночи и дня. Аллах не оставит ни одного дома оседлого или кочевого не иначе, как внесет эту религию со славой славного или с унижением ничтожного. Славой Аллах возвеличит Ислам и унижением принизит неверие» (передал Ахмад).



Однако следует отметить, что терпеливое перенесение испытания не означает отказ от порицания неодобрительного дела (мункар). Поскольку одним из обязательных условий при наличии неодобрительных дел выступает отрицание их рукой, языком или сердцем в зависимости от возможности. Всевышний Аллах говорит:

(وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ)

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах Могущественный, Мудрый» (9:71).


Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто из вас увидит какое-нибудь неодобрительное дело (мункар), пусть остановит его рукой, если не может, пусть своим языком, если не может, пусть хотя бы сердцем. Это самая слабая степень веры» (передал Муслим)


Поэтому мусульманам во время испытаний неодобрительными делами (мункарами), равно в доме, на улице или где-то в другом месте, а также, будь они неодобрительными делами индивидуума или государства, следует отрицать их. И недопустимо проявление снисхождения в этом отношении. Так давайте же наставлять друг друга к призыву к одобряемому и порицанию неодобряемого. Всевышний Аллах говорит:

(وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ)

«Твой Господь не станет губить селения по несправедливости, если они праведны» (11:117).


Также Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если люди, увидев несправедливого (беззаконника), не остановят его, то Аллах охватит их всех его наказанием» (Сахих аль-Джами 1970).



Абу Осама, "Аль-Вай"




In fact, colleges, clean air, the cost of living, peaceful neighborhoods are actually great. Of course, our health is more vital. Discount pharmacies allow patients to gain access to their prescriptions at a fraction of the cost. Several drugs are used to treat symptoms of Parkinson's disease, such as muscle spasms. The medicine is used together with other remedies to treat symptoms of Parkinson's disease. Viagra is for the treatment of failure to get or keep an erection and similar states coupled to erectile disfunction. If you're concerned about sexual dysfunction, you perhaps already know about generic name for viagra and what is the generic name for viagra. How you can find more data about healthy man viagra? More information about DRUG available at viagra for men. At times people need medicaments to resolve sexual dysfunction. Moreover, this may turn on diabetes, depression, or a stress. To reduce the risk of unwanted side effects of Viagra avoid using any other medicines without first talking to your doctor. Online pharmacy is a perfect way to find a doc in your area who treats this kind of disfunction.

 

Аят

Пoиcтинe, peлигия пpeд Aллaxoм - иcлaм…
- Семейство Имрана, 19 -

Хадис

Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается
- Ат-Тирмизи и другие -