Крым Мечети Крыма Кебир-Джами
Кебир-Джами

 

В начале XVI века, по велению второго крымского хана Менгли Гирая в самом сердце крымского полуострова, у реки Салгир, близ руин городища Керменчик (так крымские татары называли столицу государства поздних скифов – своих далеких предков), был основан Акмеджит (Ак-Мечеть), как резиденция калги-султана – наследника крымского хана. Начало строительства города положила большая соборная мечеть Кебир-Джами. Это самое первое общественное и старинное здание города, которое и поныне украшает старую часть Симферополя по улице Госпитальной, 4.

 

Да благословит Аллах имя Абдурахман-бека

«Мечеть сию, соорудил во славу Величества хана Султан Менгли Гирая Абдураман-бен-Али, - да простит Аллах его (грехи) ему и детям его, в месяц мухарем в 914 году» (хиджры – приблизительно около 1508 г.).

К сожалению, данных о том, кто такой Абдураман-бек, сын не менее известного Али, указанный в хронограмме над входом в мечеть, история не сохранила. Исходя из вышесказанного, нам только остается предполагать, что этот благородный человек на свои средства возвел в честь хана Менгли Гирая самую большую, соборную мечеть и нарек ее Кебир-Джами, что в переводе означает Главная мечеть.

Что касается датировки старейшей мечети средневекового города – «1508 г.», то она стала официальной и вошла в дореволюционную литературу.

Но вот что любопытно. У мечети есть и другая дата, указывающая на то, что она старше официальной на целых двенадцать лет. То есть, возведена в 1496 году. Ссылаться на эту дату позволяют архивные документы из фондов Центрального музея Тавриды и поданного в 1905 году обращения в вакуфную комиссию, неким коллежским секретарем Сеит Абдурасимом Эмировым, потомком Таврических муфтиев. В обоих документах указана одна дата – 1496 год.

Из этого следует, что кафедральная мечеть Кебир-Джами – старейшее сооружение, которое сохранилось до наших дней в Акмеджите.

Первое разорение и второе рождение

В 1736 году на полуостров вторглась русская армия под командованием фельдмаршала Миниха, который отдавал распоряжение сжигать все на пути продвижение войск. В пламени пожара устроенного русскими погибла большая часть духовной и материальной культуры крымских татар. Гезлев, Бахчисарай и Акмеджит лежали в руинах пепелищ. Кебир-Джами разделила участь великолепного дворца калги, расположенного на левом берегу Салгира, и была разгромлена и сожжена варварами. Но в отличие от резиденции первого наследника крымского хана, мечеть была очень скоро восстановлена, о чем свидетельствует еще одна надпись над ее входом: «Эту мечеть первоначально соорудил Абурахман-бек, потом сожгли ее нечестивые богоотступники, затем построил ее Махмуд-агъа-ибн-Хусейн из его сыновей (потомков) в 1153 году» (1740 г.).

Итак, из этой надписи следует, что второе рождение Кебир-Джами – 1740-й год. Именно в этот период новый хан Арслан Гирай заново отстраивает крымскотатарские города и повсюду сооружает красивые фонтаны, новые мечети, кофейни, базары, бани.

Внешний облик Кебир-Джами, после второго рождения практически не изменился. Мечеть по-прежнему не отличалась пышностью отделки. Она была сооружена из камня-ракушечника и бута на глиняном растворе. Архитектор разнообразил лишь ее главный фасад путем варьирования окон; в нижнем ярусе – прямоугольного очертания без наличников; верхним – круглого.

Живописность зданию предавала трехскатная деревянная крыша с яркой желобчатой черепицей и колоннообразный, сравнительно невысокий минарет, выложенный из штучного камня и увенчанный алемом – полумесяцем. Внешний архитектурный облик соборной мечети достаточно скромно и просто декорирован, даже портал и шерфе (балкон) минарета не отличаются пышностью в отличие от других крымских мечетей.

Кебир-Джами на протяжении веков всегда оставалась общественно-религиозным центром. Вместе со всеми постройками она занимала значительный участок. В ее единый архитектурный комплекс входили: медресе, текие и столовая для бедных прихожан, содержавшаяся на средства доходов от вакуфных земель. Рядом с мечетью располагалось большое крымскотатарское кладбище, охватывающее всю прилегающую территорию, вплоть до нынешней улицы Воровского, где расположено святое место – целебный источник и могила Салгир-Баба, входившее в вакуф земель Кебир-Джами. А в 1923 году, при входе во двор мечети еще можно было увидеть мраморные надгробия погребенных здесь священнослужителей мечети и текие.

Архивные источники указывают, что: «соборная мечеть Кебир-Джами имела вакуфное хозяйство состоявшее из садов, земель и недвижимого имущества (постоялых дворов, лавок): вакуфную землю при деревни Чокурча, площадью 36 десятин 1030 саженей; 77 десятин вакуфного участка при деревне Джалман Аракур; в Симферополе – 5 домов со дворами». Все эти доходы распределялись на ремонт и содержание школ, благотворительную помощь и т.д.

Вначале XX века мечеть нуждалась в капитальном ремонте. Сохранились акты состояния Кебир-Джами от 7 мая 905 года. «Необходимо исправить стены, так как в углах образовались трещины, кроме того стены местами вышли из основного положения. Харли-черли провисли, оконные рамы прогнили, необходимо заменить новыми. В минарете швы разошлись, необходимо их заделать». Но ремонт так и не был сделан.

Соборная мечеть Кебир-Джами постепенно стала утрачивать свою значимость. Религиозные нужды крымские татары отправляли теперь в других мечетях города, возникших на разных этапах истории города – Базар-Джами (1827 г.), Тахал-Джами (1860 г.), Ени-Джами (1886 г.) и многих других.

В 1905 году хатип и имам мечети Кебир-Джами Эмиров обратился в вакуфную комиссию со следующим прошением: «Озабочиваясь приведением в исправное состояние собственной мечети по Госпитальной улице, выстроенной в 1496 году родом Таврических муфтиев и ремонтированной также родом муфтиев Эмировых в 1735 году, мы, коллежский секретарь Сеит Абдурсим Эмиров, причетники сказанной мечети хатип и имам Симферопольский купец Эннан Челеби Мемет-оглу, поручили составить смету частному землемеру Михаилу Бахтиярову, по расчету последнего на ремонт вышеуказанной мечети потребуется 2697 руб. 16 коп.». Только в 1907 году на ремонтные работы было выделено всего 900 рублей.

После ремонта 1907 года внешний облик мечети был немного изменен. В результате перестройки минарет занял центральное положение, а главный фасад здания прибрел развитый карниз, обогащенный мелкой архитектурной пластикой.

Несмотря на обновление и расширение внутреннего пространства храм так и не смог достичь уровня ведущей соборной мечети.

Вторая катастрофа и третье рождение

В 1922 году Кебир-Джами испытала на себе участь советского режима. Она, как и все культовые учреждения, независимо от вероисповедания и конфессий, была закрыта.

В 1930-м году, можно сказать, что самой старинной мечети города «повезло». В отличие от остальных храмов она не была снесена до основания. Но ей был нанесен непоправимый ущерб – снесен минарет и здание, потеряв свой культурно-архитектурный образ, стало использоваться безбожниками под служебное помещения кинопроката. Так наступила длинная полоса полного и глухого забвения. Мечеть на протяжении шестидесяти лет простояла без ремонта.

И только в 1990 году. Когда в Крым стал возвращаться крымскотатарский народ, с помощью организации «Крым-реставрация» и по проекту известного архитектора Ш. Халилова Кебир-Джами была реконструирована и была возвращена мусульманам. В настоящее время мечеть является общественно-религиозным центром мусульман Крыма.

Неполный список утраченных мечетей Акмеджита и Симферополя

  1. Мечеть Конного полка Валиде-Шериф. Снесена в 30-е годы XX века
  2. Мечеть Токал-Джами. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
  3. Мечеть Кады-Маале. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
  4. Мечеть Сеит-Халим Челеби. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
  5. Мечеть Аджи Куртий Челеби. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
  6. Мечеть Сеит-Нафе. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века
  7. Мечеть Сеит Сеттар Маале. Снесена в 30-е – 40-е годы XX века

Гульнара Абдулаева

 

Аят

Если Аллах станет помогать вам, то никто не победит вас если же Он оставит вас без помощи, то кто же после этого окажет вам помощь?
- Семейство Имрана, 160 -

Хадис

Поистине, (подаваемая) тайно садака гасит гнев Господа
- Ат-Тирмизи и Ибн Хаббан -

Реклама