Крым Статьи Крымские Татары Медицина в Крымском ханстве
Медицина в Крымском ханстве PDF  | Печать |
Крымские татары
05.04.2012 12:02
Здоровье - Крымское ХанствоПризнак сильного государства – это здоровая нация, физический, духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал. А еще экономические возможности и обороноспособность страны. Все это хорошо понимали и наши предки, жившие в эпоху Крымского ханства.
Наверное, поэтому широкое распространение в государстве Гираев имели медицина и здравоохранение.  

Будущие врачи Крыма получали образование в престижных медресе, как местных, так и зарубежных. И вообще, врачебная наука здесь шла в ногу с просвещением исламского мира, находясь на уровне нередко выше европейского. Также в ханстве никогда не забывали о наследии народных врачевателей. Крымские татары были убеждены, что справляться с недугами им помогут природные лекарства. 

При крымском дворе жили лучшие медики, наблюдавшие и лечившие ханскую семью согласно последним достижениям тогдашней науки. Они пользовались непререкаемым авторитетом, и к ним при надобности стремилась попасть столичная элита. Как правило, все они были местного происхождения, и врачебная практика порой переходила из поколения, в поколение, образуя целые династии врачей. 

Следует отметить, что эти ученые мужи совершенствовались, пользовались не только фундаментальным трудом "Каноном врачебной науки" великого Али ибн Сины, но и другими восточными и европейскими трудами. К примеру, были хорошо знакомы с принципами врачевания немецкого ученого XVI столетия Парацельса. Другими словами, придворные врачи подходили грамотно к возложенной на них миссии - лечить при помощи химических составов, а также средств, получаемых при специальной обработке сырья, которое дает человеку растительное и животное царства. То есть использовали фармакологию. 

Конечно же, не обходилось без исключения, и при ханском дворе практиковали иностранные медики. Так около 1724 года первым врачом при ханах Саадете Гирае III и Менгли Гирае II был Ксаверио Главани, по совместительству еще и французский консул. 

Нужно отметь, что почти в каждом городе Крымского ханства практиковали врачи. Они, как и придворные медики, пользовались научными трудами, ставшими настоящим достоянием. В Крыму наибольшей популярностью пользовались две книги, переведенные османским фармакологом и знатоком европейской науки Омером Шифаи: "Новая химическая медицина" (Тыбб-и джедид-и кимьяи) и "Метод лечения по врачебной химии" (Минхадж-уш-шифаи фи тыбби кимьяи). Эти труды из всего научного наследия врача Парацельса были наиболее популярными на Востоке. 

И если на протяжении столетий ханскую семью и придворных сановников продолжали лечить образованные лейб-медики, опираясь на труды ар-Рази, ибн Сины, ибн Рушда, Парацельса и многих других, основная же масса крымских татар жила и лечилась постаринке. То есть, они в случае нужды прибегали к помощи врачей-специалистов, которые были приверженцами иной, не менее сложной медицинской теоретически-практической системы, которую принято называть народной.

Крымскотатарская традиционная медицина имела свою основную концепцию, суть которой заключалась в предотвращении заболеваний. На службу этому принципу ставились гигиена, здоровая пища, регулярное и умеренное питание, а также постоянные физические нагрузки, закаливание, поездки в местности, славящиеся благотворным климатом, водами и другими курортными достоинствами. Если же заболевания не удавалось избежать, то при лечении предпочтение отдавалось таким щадящим средствам народной медицины, как травяные препараты, водные и грязевые процедуры, использование воды целебных источников и так далее. В число лечебных средств входили даже фрукты и некоторые овощи. 

Свою славу крымские курорты получили еще в ханский период. Так известно, что в конце XVI - начале XVII века одним из богатых природными лечебными ресурсами считался курорт у города Къырыма (Солхата). О нем красноречиво сообщает в своем "Описании Черного моря и Татарии" д'Асколи. Вот что он пишет: "В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы. Ежегодно от весны и до июля здесь бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов". 

Еще одним источником здоровья и благополучия являлось грязелечение. С XVII века в небольшую крымскотатарскую деревушку Тузлы, расположенную в выжженной солнцем степи на западе полуострова, ехали со всего Крыма за исцелением. Здесь находилось соленое озеро, а целебные свойства ила на его дне издавна были известны местным жителям. Очень скоро деревню переименуют в Сагъ. А еще ранее устроят настоящую сезонную лечебницу скромную по размерам, но зато со всем необходимым для такого лечения оборудованием, с подвозом больных и навесами. Работали эти лечебницы с 20 июля по 1 сентября. Нередко грязелечебницу посещали и высокопоставленные особы. Методика пользования местными грязями была разработана крымскотатарскими медиками, очевидно, на основе опыта столь длительного и проверенного, что его можно было бы считать вполне научным. 
Минеральные воды многочисленных целебных родников полуострова также пользовались большой популярностью среди жителей Крымского ханства. Один из таких источников был и остается Савлук-Су у истоков реки Альмы. К нему добирались с Южного берега через деревню Корбек, поднимаясь затем на яйлу и двигаясь к Чучельскому перевалу. Раз в году 1 июля сюда устремлялись толпы паломников. Местные жители верили, что именно в этот день воды источника особенно целебны, как и молитва у подножья древней Чучели. Очевидно, оказывала свое воздействие и эта вера, и купание, и потребление воды. Не менее посещаемым был другой целебный источник в деревне Топлы близ Судака, его температура круглый год неизменно равнялась +15 °C. 

Большой популярностью пользовались народные целители, которые нередко после смерти возводились в ранг святых - азизов. 

Традиционная крымскотатарская медицина предписывала довольно раннее закаливание детей, что в совокупности с регулярными физическими упражнениями давало неплохие результаты. Как сообщал анонимный турецкий путешественник середины XVIII века: "татары легко переносят стужу и зной и купают детей в соленой воде, чтобы приучить их к перенесению холода. Уже в 12 лет дети начинают упражняться в военном ремесле… [отчего] эти татары чрезвычайно поворотливы". 

О традиционной национальной гигиене в XVII веке писал и Гийом Боплан: "Когда дети еще маленькие, их матери заботливо купают их ежедневно в воде, где растворена соль". В результате детская смертность в Крыму снижалась, а из таких подростков вырастали "смелые и выносливые воины, которые не поддаются усталости, легко переносят зимнюю непогоду".
Говоря о национальной гигиене, следует учесть, что кроме поддержания личной чистоты и повсеместной практики закаливания, огромную роль в здоровье народа играла чистота улиц, площадей, помещений для скота. В Крыму были практически неизвестны такие инфекционные заболевания как оспа, тиф, детская дизентерия. Не знали о таком явлении как клопы, и не страдали от других насекомых-паразитов. И это благодаря личной гигиене, а не природе или климату. 

Лекарства использовались в основном растительного происхождения. Их производили лекари, которые профессионально изготавливали медикаменты на химической основе. Они были доступны в продаже, и каждый мог их приобрести.

Конечно же, случались в ханстве и эпидемии, сводившие в могилу сотни крымских татар. Но редкие распространения инфекционного заболевания быстро проходили. Следует отметить, что среди крымцев была распространена хроническая болезнь - ревматизм и предрасположение к этому заболеванию, связанному, в первую очередь, с климатом. 

Медицина, как народная, так и научная, была эффективна не только по причине профессионализма врачей. Разнообразные средства оказывали благотворное действие и оттого, что использовались вкупе с размеренным, здоровым питанием и гигиеной, соблюдаемой во всех социальных слоях.

Многие европейские путешественники, посетившие Крым в XVII и XVIII веках, в один голос говорили, что крымские татары отличались несокрушимым здоровьем и были долгожителями, а еще, как отмечал Сумароков, среди них почти не было людей с физическими дефектами. О том, что крымские татары были на редкость здоровым народом, столетием ранее писал и Эвлия Челеби. Османский путешественник несколько раз упоминал и имена искусных ученых-врачей. К примеру, в середине XVII столетия в Кезлеве проживали известные в те времена лекари Алиша мурза и Давуд-агъа, их коллегами в Бахчисарае были Эбу Ахмед агъа, Алп Акай и ханский хирург Деде Масум. 

Возможно, на физическом состоянии крымских татар ханского периода благотворно сказывалось общепризнанное спокойное и уравновешенное состояние души.


Подготовила Гульнара АБДУЛАЕВА, Авдет
 

Аят

И, поистине, после затруднения - облегчение, поистине после затруднения - облегчение.
- Oбъяснение, 5 -

Хадис

Сколь прекрасным для праведного человека является праведное богатство
- Ахмад -

Реклама