Крым Статьи История Крымские татары в общественно – политической и культурной жизни Османского Халифата*
Крымские татары в общественно – политической и культурной жизни Османского Халифата*
История

МечетьЗнакомство с предлагаемыми материалами стало возможным в результате появления в последнее время (прежде всего в Турецкой Республике) целого ряда публикаций био – библиографического характера по истории Османского Халифата (первоисточники, современная справочная литература), в которых присутствует довольно обширная информация и о наших соотечественниках, в разное время и по разным причинам покинувших родину и принявших активное участие в общественно – политической и культурной жизни Османского государства, как в столице – Стамбуле, так и в многочисленных османских провинциальных центрах.


Эти материалы дают нам возможность более широко и, что очень важно, непосредственно в лицах представить общий портрет крымскотатарской, условно говоря, диаспоры в Османском Халифате, причем практически за весь период ее довольно продолжительной истории. Отрадно, что все эти материалы в Турции сохранились, поскольку подобные источники в Крыму постигла, увы, достаточно печальная участь.Переходя непосредственно к изложению содержания нашего небольшого исследования, прежде всего, хотели бы отметить следующие обстоятельства. Во первых, присутствие крымских татар на арене общественно – политической  и культурной жизни Османского Хлифата не ограничивалось лишь непосредственно османским периодом в истории Крымского ханства – с 1475 по 1774 год. Контакты существовали как до взятия османами Кафы – на протяжении XIV–XV вв., так и после Кучук–Кайнарджийского мира – вплоть до 20–х годов XX века. В настоящее время мы располагаем именами сотен и сотен крымских татар и их потомков, так или иначе оставивших след в истории Османского государства.Во-вторых, наблюдается непрерывное нарастание этого присутствия, причем как в количественном, так и в «качественном» отношении. Особенно ярко это наблюдается в период с конца XVIII по 20-е годы XX столетия. Причины известны – вынужденная массовая эмиграция. Напомним лишь, что по сведениям некоторых ученых, за указанный период Крым вынуждено было покинуть более 1,5 млн. крымских татар. Основным мотивом переезда был закон ислама, запрещающий жить на территории неисламского правления.

Крымские татары и их потомки начинают играть весьма значительную роль в общественно – политической и культурной жизни Османской империи, в частности, занимая весьма высокие, а порой ключевые посты в государственных управленческих структурах, а также приобретая широкую известность в сферах науки, литературы и искусства. В нашей статье речь пойдет главным образом именно о них – представителях элиты Крымских-татар  в Османском Халифате.

В целом крымских татар (и их потомков), ставших предметом нашего исследования можно разделить на следующие группы:

 1. Представители руководящего аппарата различных государственных, административно – политических, финансовых и судебных ведомств как в центре (включая центральное правительство), так и в провинциях;

 2. Ученные по исламскому праву;

 3. Представители управленческого аппарата различных дворцовых служб;

 4. Высокопоставленные сановники военных ведомств;

 5. Влиятельные фигуры различных представительных органов;

 6. Выдающиеся деятели науки, литературы и искусства.

Если говорить подробнее по каждому из вышеперечисленных пунктов, то вырисовывается следующая картина. Крымские татары присутствуют, прежде всего, среди членов Диваны хумаюн – Верховного совещательного совета при султане (сочетавшего функции государственного совета и высшего судебного органа), а также в составе других властных структур, выполнявших управленческие функции. Среди крымских татар и их потомков мы видим в первую очередь самого садразама – великого везира, главу султанского правительства, а также других наиболее высокопоставленных османских чиновников, как: нишанджи (хранитель султанской печати и сводов султанских законоположений, один из высших султанских сановников), кадыаскеры Анатолии и Румелии (кадыаскер – второе, после шейх – уль – ислама, лицо в иерархии османского мусульманского права, выполнявший функции верховного судьи), дефтердары различных ведомств (дефтердар – высший чин в столичном или провинциальном финансовом ведомстве, казначей), реис – уль – куттаб (или реис – эфенди – один из заместителей садразама, управлявший канцелярией Порты и ведавший вопросами внешних связей, глава внешнеполитического ведомства); глав различных финансовых ведомств – министров (назир) финансов, общественных работ, вакуфов, пенсионного фонда и др.; высших чиновников таможенных, налоговых, снабженческих, различных сельскохозяйственных служб, департаментов печати, образования и др.

Особо следует сказать о крымских татарах, бывших губернаторами (бейлербей, вали) различных провинций (вилаетов) и крупных областей (санджаков) Османского Халифата. Выходцы из Крыма в разное время управляли более чем 30-ю османскими провинциями (Кефе, Тунис, Озю (Очаков), Босния, Салоники, Скопье, Призрен, Крит, Худавендигяр, Адана, Траблусгарб, Трабзон, Хиджаз, Тырхала, Кастамону, Анкара, Румели, Мараш, Шехризор, Силистра, Карс, Ниш, Кюстендил, Видин, Джаник, Измит, Нигболу, Боязид, Кайсери, Хамид и др.)

Среди крымских татар – послы Османского Халифата в Англии и Франции, а также главы различных османских представительных органов, в частности, Высшего совета юстиции (Меджлис – и вала), Государственного совета (Шура – йи девлет), Военного совета (Сераскериата – Дар – ы Шура – йи аскери) и др.

Присутствуют крымские татары и среди представителей высшего османского мусульманского права. Среди них мы видим, прежде всего, самого шейх – уль – ислама – главу всех османских улемов и высшего авторитета в вопросах богословия и религиозного права, а также: уже упоминавшихся кадыаскеров Румелии и Анатолии – заместителей шейх – уль – ислама, муфтиев различных рангов (муфтий – богослов-законовед, имеющий право выносить свои суждения в виде официальных религиозных постановлений фетв), фетва эмини – начальника отдела по принятию фетв в управлении шейх – уль – ислама, многочисленных кадиев (судей) самых различных кадылыков во всех частях Османского Халифата (Кефе, Стамбул, Мекка, Египет, Бурса, София, Иерусалим, Медина, Дамаск, Диярбекир, Галата, Белград, Эдирне, Кутахья, Филибе, Сакыз, Босния, Халеб, Измир, Эйюп и др.), мудеррисов – преподавателей османских медресе (и в первую очередь самых престижных из них (см. ниже), накыб-уль-эшрафа – главу сейидов (потомков пророка Мухаммеда из ветви, восходящей к его внуку Хусейну, и  даже одного реис-уль-улема – почетного главу всех улемов).

Весьма значительным выглядит присутствие крымских татар и в руководстве различных военных ведомств. Каптаны дерья (или каптан-паша – начальник над всеми морскими силами Османского Халифата), сераскер (главнокомандующий, военный министр), топчубаши (начальник артиллерии), джебеджибаши (начальник главы латников), хумбарахане назыры (управляющий завода боеприпасов) лишь несколько постов, которые занимали крымские татары и их потомки. Что же касается воинских званий, то представлен практически весь их спектр: майоры, полковники, генералы и др.

Достаточно широко представлены крымские татары и на руководящих постах различных дворцовых служб. Чаушбаши (один из заместителей великого везира, следивший за исполнением принятых решений), имамы султани (личный имам султана), муэззинбаши (глава придворной службы муэдзинов), сыркятиб (личный секретарь султана), капыджибаши (глава привратников – титул дворцового служащего, выполнявшего обязанности фельдъегеря и порученца по важным делам), бостанджибаши (глава султанских телохранителей), каведжибаши (глава «кофейной» службы), мабейинджи (управляющий внутренних покоев дворца), мимарбаши  (главный придворный архитектор), ваканювис (официальный придворный историограф), башходжа  Эндеруна (ведущий преподаватель и воспитатель придворной академии Эндерун), наконец, мирахур (шталмейстер, конюший) – вот далеко не весь перечень этих должностей (многие из них, к тому же, соответствовали генеральному званию).

Крымскими татарами и их потомками вписаны яркие страницы и в историю развития османской науки: математики, химии, военного дела, медицины, так называемых «мусульманских» наук (в частности, мусульманского права фикх, а также искусства – музыки, каллиграфии, часового искусства и др. Наконец, нельзя не сказать о крымских татарах – поэтах, писателях, литераторах, журналистах, историках, занявших достойное место в истории мусульманской культуры.

В заключение еще 2 момента. Среди личностей, ставших предметом нашего исследования, значительно количество имен, носивших почетное звание паша, ага, челеби. И, наконец, география крымских татар обширна, это: все значительные центры нынешней Турции, а также некоторые столицы  таких государств как Украина, Россия, Молдова, Румыния, Болгария, Босния, Македония, Югославия, Греция, Египет, Тунис, Саудовская Аравия, Сирия, Палестина, Ирак и др.

В виде иллюстрации к вышесказанному приведем короткий список наиболее ярких имен, ограничив его хронологически лишь последними 2-мя столетиями османской истории – с начала XVIII-го по 20-е годы XX-го века, периодом, наиболее содержательном в интересующем нас контексте.

Эйюб – паша (ум. 1719)- губернатор крепости Озю (Очаков);

Ляйых Мехмед эфенди (ум. 1746) – мудеррис, мулла Измира, Эдирне и Мекки, кадий Стамбула (2-жды); Анатолийский кадыаскер; поэт, каллиграф;

Мехмед Факрий (1720) – шейх ордена гульшенийе-хальветийе;

Дервиш эфенди (ум. 1735) – шейх стамбульской обители Коруклу (орден хальветийк) и проповедник мечети Сулеймание, поэт;

Ахмед эфенди (Татар) (ум. 1743) – шейх известной стамбульской обители Эмир Бухари (орден накшбендийе), автор ряда трудов;

Хасан Деде (Джаби Деде, ум. 1766) – шейх ордена сезаи (гульшенийе-хальветийе);

Селим Баба (ум. 1756/57, Копрюлю) – известный шейх ордена кадырийк, проповедовал на Балканах, поэт;

Фуруги Челеби (ум. между 1754 и 1774 гг.) – поэт;

Мустафа Рахми (ум. 1750/51) – ваканювис (придворный историограф), автор трудов по истории Османского Халифата и Крыма, ученый-богослов, поэт;

Осман эфенди (ум. 1761/62) – мудеррис, кадий Бурсы, фетва эмини (отец Абдуллаха эфенди);

Салих Махмед эфенди (ум. 1762) – мудеррис, мулла Галаты, Дамаска, Медины, кадий Стамула (2-жды), кадыаскер Анатолии, шейх-уль-Ислам Османского Халифата (январь 1758-июнь 1759);

Мехмед-ага (ум. 1769) – топчубаши;

Эммин Мехмед-ага (ум. 1779) – топчубаши;

Абдуллах-ага (ум. 1801) – топчубаши;

Хусейин эфенди (ум. 1782) – мирахур;

Эбубекир Сыдкы эфенди (ум. 1780-е гг.) – сыркятиб Эндеруна, мудеррис;

Абдульхалим эфенди (ум. 1795/96, Мекка) – башходжа Эндеруна, харемейн муфеттиши (инспектор священных городов Мекки и Медины), фетва эмини, мулла Эдирне и Мекки;

Татарджик Абдуллах (1730-1797, Стамбул) – сын фетва эмини Османа эфенди, мудеррис, харемейн муфеттиши, кадий Иерусалима, Египта и Медины, Анатолийский кадыаскер (2-жды), кадыаскер Румелии, автор получившего известность проекта государственных преобразований в Османском Халифате – одного из более чем 20-ти проектов (ляйиха), подготовленных по требованию султана реформатора Селима III рядом высокопоставленных османских чиновников, а также иностранных специалистов, проекта, обратившим на себя наибольшее внимание, в результате чего Абдуллах Татарджик был назначен Селимом III главой учрежденного при собственной персоне своего рода негласного Совета по подготовке и осуществлению реформ; вошел в историю Турции как выдающийся государственный деятель, ученый и богослов;

Ахмед Кямиль (ум. 1821) – выпускник придворной академии Эндерун; чауш, муэззинбаши, мудеррис, имам-ы султани, кадыаскер Анатолии и Румелии (2-жды), реис-уль-улема (почетный глава всех османских улемов);

Абдуллах Рамиз-паша (ум. 1813) – бахчисараец, прошел путь от рядового мудерриса до главного инспектора артиллерии и саперных войск, а чуть позже – заместителя государственного казначея в Военном кабинете; стал одним из главных идейных вдохновителей и активных участников так называемого Комитета «Рущукских друзей» - политической организации по восстановлению на престоле свергнутого усилиями реакционных кругов султана Селима III (1807) и продолжению реформ; в правительстве «Рущукских друзей», которое в 1808 году на несколько месяцев пришло к власти в Стамбуле, был назначен, удостоившись звания паши, на должность командующего всеми морскими силами Османского Халифата (каптпн-паша);

Мехмед Саид Халет эфенди (1760-1823) – сын крымского кадия Хусейина эфенди, один из наиболее влиятельных османских сановников не только начала  XIX века, но и всей османской истории в целом. С 1811 по 1823 год – фаворит молодого султана Махмуда II, с 1823-го – нишанджи (хранитель султанской печати и сводов султанских законоположений).

Мехмед Саид Пертев паша (1785-1837) – прошел путь от личного секретаря садразама до составителя политических актов Порты, а чуть позже – реиса-эфенди (1827-1830), поэт;

Фарух Исмаил (ум. 1840) – мыслитель, богослов, ученый, поэт, переводчик, в 1797-1800 гг. – официальный посол Османского Халифата в Англии; один из организаторов активных участников «Бешикташского научного общества» - своего рода предтечи Османской Академии  наук, автор ряда произведений, сохранившихся до наших дней;

Махмуд эфенди (ум. в 1829/30) – мимарбаши, а также преподаватель Султанского инженерного училища;

Мустафа-ага (ум. после 1830/31) – мабейинджи (камердинер) и каведжибаши;

Осман – паша (ум. 1839) –бостанджибаши;

Сафвети Муса-паша (ум. 1865) – министр вакуфов (2-жды), казначей Вакуфного ведомства, казначей Дамаска, в ранге везира министр финансов (4-жды), губернатор ряда провинций, член, а позже и председатель Высшего совета юстиции;

Кяни Мехмед-паша (ум. 1885) – министр финансов (3-жды), министр Пенсионного фонда, управляющий таможни, налоговой службы, член и руководитель ряда других финансовых организаций, министр по благоустройству, губернатор Боснии (2-жды), Салоник и Скопьи, член Государственного совета;

Сафвет-паша (ум. 1895) – в звании генерал-майора (лива), и чуть позже – генерал-лейтенанта (ферик), инспектор военных учебных заведений, член Государственного совета, председатель Военного совета;

Саид Мехмед-паша (ум. 1871) – сювари ферики (дивизионный генерал кавалерии, генерал-лейтенант), губернатор ряда провинций;

Фазыл Мехмед-паша (ум. 1882) – мудеррис, каймакам (заместитель), накыб-уль- эшрафа Боснии, мулла Белграда, мутеселлим Боснии  (управляющий вилаетом в отсутствии паши), мутасаррыф Измита; крупный поэт;

Хусейин Рыфкы (ум. 1817, Медина) – известный математик, преподаватель Высшей инженерной школы в Стамбуле, автор многочисленных научных трудов;

Миралай Азиз Идри-бей (1840-1878) – крупнейший ученый в области химии и медицины;

Абдусеттар эфенди (ум. 1887) – видный авторитет в области мусульманского права, автор ряда трудов по фикху;

Нузхет Мехмед эфенди (ум. 1809-1887) – журналист, сотрудник первых турецких газет «Таквим-и векаи» и «Джериде-и хавадис», главный секретарь Военного совета, глава Департамента печати; писатель, поэт;

Ахмед Эфляки Деде (1808-1876) – главный придворный часовщик; участник выставок часов в Париже;

Мехмед Назыф-бей (ум. 1846-1913) – выдающийся османский каллиграф;

Ридван-паша (ум. 1856-1905) – мэр Стамбула;

Ахмед Тевфик-паша (1845-1936) – потомок династии крымских ханов Гиреев, последний османский  садразам (глава султанского правительства).

Вот далеко не полный список наиболее ярких представителей крымскотатарской диаспоры, принявших непосредственное участие в общественно-политической  и культурной жизни Османского Халифата на протяжении последних двух столетий ее существования.


Нариман Абдульваапов.


(Примечание: слово "Империя" в сочетании Османская Империя редакцией было исправлено на Халифат. Значение слова Империя не соответствует форме правления Османского государства, формой правления того времени был Халифат.)

 

Аят

Heт пpинyждeния в peлигии. Ужe яcнo oтличилcя пpямoй пyть oт зaблyждeния. Kтo нe вepyeт в идoлoпoклoнcтвo и вepyeт в Aллaxa, тoт yxвaтилcя зa нaдeжнyю oпopy, для кoтopoй нeт coкpyшeния. Пoиcтинe, Aллax - cлышaщий, знaющий!
- Корова, 256 -

Хадис

Мусульманину не разрешается брать (даже) палку, принадлежащую его брату, если он будет этим недоволен
- Ибн Хаббан -